Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Казнь Мусы Джалиля
Тюрьме Плётцензее, где Муса Джалиль содержался перед казнью

25 августа 1944 года, ровно 75 лет назад, в берлинской тюрьме Плётцензее был казнен советский поэт Муса Джалиль. Долгое время в СССР его считали изменником. Лишь его «Моабитская тетрадь», стихи, написанные в застенках, смогли стереть с его имени клеймо «предатель Родины» спустя почти десять лет после смерти.

Муса Джалиль родился 15 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской губернии и до войны вел типичную жизнь советского интеллигента. После окончания литературного факультета МГУ в 1930-х работал редактором различных татарских газет и журналов, занимал почетную должность заведующего литературной частью Татарского оперного театра, числился ответственным секретарем Союза писателей Татарской АССР и успел выпустить два литературных сборника: «Орденоносные миллионы» на комсомольскую тему и «Стихи и поэмы».

Как представитель творческой интеллигенции Татарской АССР, Муса Джалиль имел право остаться в тылу, однако принял решение идти на фронт добровольцем. В должности старшего политрука в начале Великой Отечественной войны он принимал участие в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, а также писал для фронтовой газеты «Отвага». Однако во время Любанской наступательной операции в июне 1942 года у деревни Мясной Бор Джалиль был ранен и попал в плен.

В октябре 1942 года Мусу Джалиля привезли в Польшу, где в то время формировался один из восточных легионов Вермахта Идель-Урал, состоявший из представителей поволжских народов (главным образом из татар). Здесь Муса достаточно быстро влился в работу подпольной антифашисткой организации.

Так как немцы поручили Джалилю вести культурно-просветительскую работу среди военнопленных, он, пользуясь служебным положением, разъезжал по лагерям, устанавливал конспиративные связи и вербовал новых членов для подпольной организации. Это происходило под видом отбора артистов для созданной в легионе любительской хоровой капеллы.

В январе 1943 года Джалиля, как и некоторых других членов Идель-Урала, отправили в закрытый лагерь Вустрау под Берлином, где из военнопленных готовили кадры для пропаганды. Тут подпольщики продолжили работу, но это продлилось недолго. Уже в августе 1943 года заговор раскрылся, и они были арестованы. Дело, которое рассматривал второй имперский суд Третьего рейха, было озаглавлено как «Курмашев и десять других» в честь идейного руководителя подпольной организации Идель-Урала Гайнана Курмашева. Кроме Джалиля и Курмашева, на скамье подсудимых также оказались: Абдулла Алиш, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев и Салим Бухаров. Суд приговорил подпольщиков к смертной казни. 25 августа приговор был проведен в исполнение. В это же время в СССР на Мусу Джалиля завело разыскное дело. Его обвиняли в измене Родине и пособничестве врагу.

После войны начали всплывать стихи поэта. Бывшие военнопленные Нигмат Терегулов и Габбас Шарипов передали в Союз писателей Татарской АССР блокноты со стихами Мусы Джалиля. Через диппредставительства СССР из-за рубежа пришли еще две тетради. Первую принес в советское посольство в Брюсселе бельгийский участник Сопротивления Андре Тиммерманс. Вторая пришла из Рима, ее отдал гражданин Турции татарского происхождения Казим Миршан.

Усилиями поэта Константина Симонова Муса Джалиль и другие участники подполья Идель-Урала были реабилитированы. Симонов также организовал перевод стихов Джалиля на русский язык. Сборник получил название «Моабитская тетрадь», по названию тюрьмы, где содержался Джалиль перед казнью.

Последние материалы