Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
«Кухонные дебаты»
Wikimedia

60 лет назад, 24 июля 1959 года, состоялся знаменитый спор между Ричардом Никсоном, на тот момент вице-президентом США, и генсеком Никитой Хрущевым. Никсон находился в Москве с официальным визитом. В это же время в Сокольниках проходила выставка «Промышленная продукция США», где показывались достижения американского хозяйства. Никсон отправился туда вместе с Хрущевым и провел своеобразную экскурсию. Когда они были в модели американского дома, заполненной бытовыми приборами и другими товарами потребительского рынка США, вице-президент и генсек вступили в перепалку касательно преимуществ капитализма и коммунизма в целом. Этот разговор был записан сопровождавшими их журналистами и опубликован в СМИ обеих стран.

Никсон утверждал, что американский капитализм позволил достичь беспрецедентного уровня комфорта и бытовых удобств, в качестве примера приводя цветное телевидение, которое не было распространено в СССР. Хрущев возражал, что все представленные на выставке приборы либо уже производятся советской промышленностью, либо не так уж важны для жизни: «А у вас нет машины, которая бы клала еду в рот и проталкивала ее дальше?». Никсон утверждал, что у США нет цели навязать советским людям свой образ жизни, он лишь хочет, чтобы у них был выбор, как есть выбор у американцев — хотя бы между разными производителями на потребительском рынке. «По политическим вопросам мы никогда с вами не согласимся» — отвечал Хрущев и указывал, что США существует уже 150 лет, а Советский Союз — всего 42 года, и уже через несколько лет советский народ достигнет того же уровня благосостояния и даже перегонит Штаты. От бытовой техники разговор перешел к военному потенциалу: Никсон сказал, что в любом случае лучше соревноваться на стиральных машинах, чем на ядерных ракетах, а Хрущев ответил, что к соревнованию на ядерных ракетах принуждают СССР американские генералы. Наконец, обе стороны сошлись на том, что главное в отношениях между странами — избежать войны, и выразили надежду на успех скорых переговоров в Женеве. В завершение, Хрущев призвал обе страны отказаться от военных баз за границей и посодействовать заключению мирного договора между СССР и ФРГ (который был, впрочем, подписан лишь в 1970 году).

Хотя полемика была подчеркнуто миролюбивой она воспринималась современниками как настоящие дебаты на высшем уровне. «Кухонный спор» подробно описан в мемуарах обоих лидеров. Стоит признать, что выгоднее всего они оказались для Никсона: американцы, прочитав стенограмму дебатов в газетах, сочли, что он выступил убедительнее Хрущева. Это помогло ему повысить свою популярность и в конечном счете выиграть президентские выборы в 1968 году.

Последние материалы