Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом
Человек в истории.
Россия — ХХ век
В этот день, 19 июля 1937 года, нацистский министр пропаганды Йозеф Геббельс открыл в Мюнхене выставку так называемого «дегенеративного искусства», где были собраны около 650 модернистских произведений, изъятых из музеев со всей Германии.
В соответствии с нацистской идеологией, произведения импрессионизма, кубизма, сюрреализма, экспрессионизма и других художественных течений были вредны и опасны для арийской расы. Гитлер писал о них в таком духе еще в вышедшей в 1925 году книге Mein Kampf. После его прихода к власти произведения «дегенеративного искусства» были изъяты из музеев, а избранные — представлены на выставке 1937 года. Среди них были шедевры Ван Гога, Пикассо, Матисса, Шагала, Кирхнера, Кандинского и еще более чем сотни художников. Выставка была задумана, чтобы внушить немецкому народу отвращение к «порочному еврейскому духу» такого искусства, который угрожал немецкой культуре. Стены выставочного зала были покрыты слоганами: «Разоблачение еврейской расовой сущности», «Оскорбление немецких женщин», «Идеал – кретин и шлюха», «Намеренный саботаж национальной обороны» и т.д. Параллельно проводилась и другая, «Большая германская художествення выставка» живописи в классическом духе. На ее открытии Гитлер заявил по поводу выставки «Дегенеративного искусства»:
Я здесь посмотрел некоторые из присланных картин, и должен признать — некоторые из них действительно написаны людьми, видящими «наизнанку». У них нынешние представители нашего народа представлены как дегенерирующие кретины, луга для них синие, небо — зелёное, облака — серно-жёлтые и т. д… у нас имеется лишь две возможности: или так называемые «художники» видят окружающее действительно так странно и верят в то, что они изображают мир правильно — тогда требуется только определить, являются ли их дефекты зрения повреждениями механического характера или они наследственны. В первом случае мы им глубоко сочувствуем, во втором — это важно для Имперского министерства внутренних дел — заняться этим вопросом и избежать по крайней мере дальнейшее наследование таких ужасных дефектов зрения. Однако возможно также, что эти лица сами не верят в действительности в эти свои «чувствования» и «видения», но стараются, исходя из других побуждений — чтобы оскорбить нашу нацию этим безобразием, насмешкой. Тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания… Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения.
Тем не менее, выставка «дегенеративного искусства» вызвала огромный ажиотаж, намного превысивший интерес к «Большой германской». До апреля 1941 года она объехала 12 городов, ее посетило около 3 миллионов человек.