Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
8 марта 2019

Памяти Юргена Царуски (28.4.1958-4.3.2019)

4 марта не стало Юргена Царуски. Он был одним из лучших знатоков Второй мировой войны и большим другом Международного Мемориала и Уроков истории.

Юрген Царуски был многолетним сотрудником Института современной истории в Мюнхене. Он работал там с 1990 г., куда пришел сразу после защиты докторской диссертации в Мюнхенском Университете им. Людвига Максимилиана. Его диссертация была посвящена немецкой социал-демократии и ее восприятию в СССР в 1917 – 1933 гг. Первой его работой в Институте современной истории было издание микрофильмов «Сопротивление как государственная измена», над которым он работал в качестве редактора. В этой монографии были представлены документы решений судов рейха и народного суда против подданных Третьего Рейха – настоящий памятник истории немецкого сопротивления. Очень скоро Царуски стал одним из признанных авторитетов по истории национал-социализма. Его неиссякаемые знания по истории гитлеровской Германии и Советского Союза сделали его одним из ведущих экспертов в истории нарушения прав в современную эпоху. До последних дней он оставался верен своему жизненному проекту – сравнительной истории национал-социализма и истории СССР в сталинскую эпоху.

Критическое изучение источников, подкрепленное научным знанием, всегда сочетались у Царуски с активной эмпатией к своему предмету. Его коллеги по Институту современной истории называли Юргена Царуски человеком со встроенным историческим сейсмографом, реагирующим на человеческие страдания. Сверхзадачей, стоящей его за работой, было восстановление исторической справедливости, память о жертвах политических диктатур. Это подразумевало и работу с современными свидетелями, к чьему опыту он постоянно обращался. Неудивительно, что его вторым домом стал город Дахау и мемориальный комплекс на месте бывшего концлагеря, в котором он провел несколько лет своей жизни. В прошлом году, в октябре 2018 г. он был научным руководителем симпозиума в Дахау по современной истории немецко-советской войны 1941 – 1945 гг. Царуски никогда не жалел своих сил, чтобы поделиться доступной ему информацией даже с небольшим кругом исследователей, или высказать аналитическую оценку на местном уровне, например, выступая перед бывшими жертвами национал-социализма.

Еще в студенчестве Юрген Царуски активно участвовал в работе Amnesty International и установил переписку с советскими политзаключенными. Тогда же он выучил и быстро освоил русский язык. Он был одним из лучших знатоков России в Германии, и конечно же, имел множество научных и личных контактов с этой страной. Понимание между немцами и русскими было вопросом, очень близким ему лично. Фактически, он был создателем мостов между двумя странами и успешно действовал в этом качестве, как, например, при работе в Совместной немецко-российской Комиссии историков.

С 2016 г. Юрген Царуски был главным редактором Ежеквартальника современной истории – на этой должности он выступал со всем знакомыми скрупулезностью и тщательностью.

Международный Мемориал и редакция «Уроков истории» глубоко скорбим об уходе Юргена Царуски. Это большая потеря и для нас и для исторической науки.

Материалы Юргена Царуски на «Уроках истории»:

8 марта 2019
Памяти Юргена Царуски (28.4.1958-4.3.2019)

Похожие материалы

30 ноября 2009
30 ноября 2009
13 мая 2016
13 мая 2016
Я еще учился в начальной школе, когда моя бабушка, Наталья Айказовна Алова, стала брать меня на встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые она организовывает для своих учеников. Благодаря этим встречам я узнал о юнгах Северного флота, о том, что в нашем городе было несколько концлагерей, лично общался с бывшими малолетними узниками этих лагерей.
19 февраля 2015
19 февраля 2015
Уже год назад украинские события освещались языком «Великой Отечественной войны», Майдан представлялся не просто американской интригой, но своего рода реинкарнацией того самого фашизма, победу над которым с 1965 года официально отмечают 9 мая. Эта пропагандистская логика отождествляла современную Россию с Красной армией, победившей нацизм и освободившей Освенцим, и её сегодняшнюю политику – необходимостью защитить мир от нового/старого «фашизма» с Майдана.

Последние материалы