Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
26 августа 2016

Что рассказывают о войне старые пушки и знамена?

Военно-исторический музей Дрездена
Военно-исторический музей Дрездена Военно-исторический музей Дрездена

Два европейских города – Дрезден и Санкт-Петербург – побратимы. В обоих городах есть музеи с одинаковым названием – это Militärhistorisches Museum (военно-исторический) в Дрездене и Военно-исторический музей в Петербурге.

И там, и там есть касса, гардероб и книжный магазин. И там, и там говорят о войне и показывают вещи, изобретенные человеком, чтобы убивать себе подобных. Есть только одно небольшое, но важное отличие: первый музей находится в Германии, а второй – в России. Подобно лакмусовым бумажкам, они показывают, как воспринимают войну в Германии и России и какое отношение к ней создает тот или иной музей. Сопоставив описания музеев, мы придем к интересным выводам.

Начнем со «своего» Военно-исторического музея. Он находится в центре Петербурга, на кронверке (внешнем укреплении) Петропавловской крепости. Первый кронверк был боевой крепостью, и построили его в годы Северной войны, когда Швеция угрожала молодому городу. В XVIII – XIX вв. в кронверке находился арсенал. Нынешний вид кронверк получил в 1851 году, когда Николай I, опасаясь попадания в Россию «революционной заразы», распорядился перестроить его в камне. Довольно скоро там открылся Артиллерийский музей, состоявший из военных реликвий, собирать которые начал еще Петр I.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (полное название музея), безусловно, сам по себе является историческим артефактом. Это не просто хранилище артиллерийского вооружения, боеприпасов, стрелкового и военного оружия, военной одежды, произведений батальной живописи и графики, наград. Это памятник музейного дела XIX – XX вв., памятник уникальный, поскольку показывает нам, как воспринимали и осознавали войну люди, создававшие этот музей.

На входе в музей посетителей встречают стволы нескольких десятков артиллерийских орудий: от пушек и гаубиц XVIII века до самоходных артиллерийских установок конца XX века. В самом музее рассказывают о развитии артиллерии, инженерных войск и войск связи, показывают действительно интересные артефакты (вроде пушки, взятой шведами в качестве трофея после Нарвы или походной кровати Кутузова). В оформлении музейного пространства музей остался в XX веке, причем в его первой половине: множество экспонатов, которые нельзя трогать, и тексты, где эти экспонаты описываются. Музей информативен, но главный вопрос: к каким мыслям приходит человек, посетив его?

На мой взгляд, петербургский Военно-исторический музей создает впечатление, что война – это норма. Такая же, как пища, сон и крыша над головой. Что люди все время воюют, убивают друг друга, придумывают для этого диковинные вещи, – и это нормально, таков порядок вещей. Подобный взгляд на войну не удивителен для царской России – вспомним, сколько войн она вела во второй половине XIX – начале XX вв.: Крымскую, Кавказскую, Русско-турецкую, Русско-японскую, и, в конце концов, Первую мировую. Этот взгляд на войну унаследовал СССР – чего стоит один только факт, что Советский Союз развалился тогда, когда перестала быть актуальной военная угроза капиталистического Запада. К сожалению, взгляд этот актуален и в современной России, которая практически со дня своего основания участвует в локальных конфликтах. Примечательно, что в музейном путеводителе с гордостью говорится о том, что там побывал 4 раза «пушечный король» Альфред Крупп, чье имя давно стало именем нарицательным германского милитаризма.

Посмотрим теперь на Военно-исторический музей Дрездена. Как и его питерский «тезка», он находится в здании бывшего арсенала. В разные годы он был музеем саксонской армии, музеем армии ГДР, военно-историческим музеем вооруженных сил Германии, однако, по сути, все оставалось по-прежнему: посетителям показывали пушки, знамена, мундиры, награды, картины, скульптуру и прочее. Настоящие перемены пришли в начале 2010-х, когда здание было реконструировано американским архитектором Даниэлем Либескиндом. Он встроил в здание старого саксонского арсенала огромный клин, который врезается в здание. Подобно бомбе, он разрывает фасад старого саксонского арсенала и напоминает об уничтожении Дрездена в 1945 году.

По правде говоря, коллекция дрезденского музея традиционна: это все то, что было в старом музее и аналог чего есть в петербургском Военно-историческом музее. Как и в российском музее, здесь говорят о военной истории страны. Но делают при этом совершенно другие акценты. Если раньше в центре внимания была война и связанные с ней вещи, то теперь на их место встал человек. Когда человек начал воевать и что его подтолкнуло к этому, как война влияла на повседневную жизнь людей, как она проникала в язык, моду, музыку и даже в детские игрушки. Посетителям показывают камни из уничтоженных войной Ковентри, Роттердама и Дрездена; демонстрируют, как человек использовал животных на войне: от боевых слонов Древнего мира до «противотанковых» собак Второй мировой войны. В одном из залов можно услышать треск шрапнели и понюхать запах окопа. Все это позволяет прочувствовать на себе, что такое война, превращающаяся из отвлеченных знамен и пушек в реальную беду человечества. Здесь нет любования войной и ее атрибутами. Напротив, посетитель, даже сам того не желая, чувствует к ней отторжение. Получается почти оксюморон: антивоенный военно-исторический музей.

Конечно, многие возразят: у них там, в Германии, есть деньги на реконструкцию музеев и мультимедийные технологии, а чего вы хотите от наших музеев с их нищенскими бюджетами. Замечание справедливо, но не из-за того ли у Военно-исторического музея Санкт-Петербурга нет денег на реконструкцию, что государство тратит на оборону в 3 раза больше денег, чем на культуру, образование и здравоохранение вместе взятые (20% против 7,24% в бюджете 2015 года), а общество с этим соглашается, считая, что защита государства от «потенциальной угрозы» важнее, чем защита человека от невежества и болезней. В этой ситуации государству очень выгодно эксплуатировать модель восприятия войны позапрошлого столетия: война нужна, важна и ради нее нужно затягивать пояса. Это втройне странно, если вспомнить, что по Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются в России высшей ценностью.

Два музея с одним названием в двух городах-побратимах – замечательный индикатор того, как воспринимают войну в России и Германии. Для первой она, очевидно, еще не закончилась, а потому остается нормой. Вторая, потерпев сокрушительное поражение в 1945 году, отказалась от своего прежнего милитаризма и теперь находит возможность осмыслить, что такое война вообще и почему люди ведут войны.

 

Михаил Калинин

26 августа 2016
Что рассказывают о войне старые пушки и знамена?

Похожие материалы

5 сентября 2011
5 сентября 2011
Международная научно-практическая конференция «Исторический музей как зеркало перемен» пройдет 5-6 октября 2011 г. в Государственном музее политической истории России
31 мая 2010
31 мая 2010
Память о войне в канун 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне: уход свидетелей, фрагментированность семейной памяти, насаждение государственной политики памяти
14 октября 2016
14 октября 2016
Первое, на что мы наталкиваемся, это собачьи будки. Их штук 15, и они невероятно хорошо сохранились. На некоторых даже висят цепи длиной где-то в ¾ метра, на которых были привязаны собаки. Перед двумя будками остались миски для корма. Представить тут овчарок, которые сторожили лагерь, не представляет большого труда.
19 июня 2017
19 июня 2017
Руководитель образовательных проектов Мемориала и глава оргкомитета конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век» Ирина Щербакова стала лауреатом медали Гёте 2017 года.

Последние материалы