Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
3 мая 2009

Финам FM. Нейтральная территория. Беседа с Арсением Рогинским

Аннотация программы «Нейтральная территория» от 24 декабря 2008, в гостях — А.Б. Рогинский, историк, председатель правления «Международного Мемориала».

http://www.finam.fm/archive-view/565/

Вместе с гостем ведущие передачи Дмитрий Ицкович и Борис Долгин говорят в эфире «об истории, об исторической памяти и о том, как они все связаны с современностью».

Разговор в студии начинается с вопроса, каким образом сосчитать количество жертв сталинских репрессий. Оказывается, что сделать это довольно непросто — официальный закон «О реабилитации жертв политических репрессий», как показывает А. Рогинский, включает в свой перечень далеко не всех пострадавших (хотя в то же врмя именно этот способ принят в «Мемориале» — подсчёт в рамках закона). В этот перечень не вошли, например, люди, ставшие жертвами так называемых административных репрессий (высланные во время коллективизации крестьяне, «лишенцы», осужденные в порядке трудовых указов), жертвы искусственного голода, репрессированные и департированные народы, неоправданные жертвы среди мирного населения во время войны. А. Рогинский поднимает и проблему неизученности такой темы, как история сопротивления системе, а без этого сложно «создавать нормальную, полнокровную память о прошлом». В национальной памяти нет преступников: «они где-то растворены в воздухе, какие-то люди, которые пришли, арестовали и расстреляли», но нет и сопротивленцев (хотя известна история религиозного сопротивления, сопротивления марксистов).

В заключении передачи затрагивается тема мифологизации истории: как замечает гость программы, «выстроена версия великой и славной истории, в которой действительно было всё, кроме того, о чём мы говорили в предыдущие тридцать минут». С одной стороны, знание о репрессиях присутствует в массовом сознании, с другой, — отношение к ним таково, как если бы эти события были чем-то второстепенным, не определяющим жизнь нашей страны.

3 мая 2009
Финам FM. Нейтральная территория. Беседа с Арсением Рогинским

Похожие материалы

17 сентября 2015
17 сентября 2015
Второй год подряд к останкам советских лагерей на Белом море ездят историки и активисты при поддержке общества «Мемориал». Их задача – постараться сохранить то, что осталось, для истории. Репортаж Сергея Бондаренко.
22 декабря 2015
22 декабря 2015
Конкурс на лучший проект памятника жертвам политических репрессий прошёл без особых дискуссий, победитель объявлен, и нам остаётся лишь типично российское развлечение — выборы с заранее известным победителем. Писатель и архитектурный критик Владимир Паперный, автор книги «Fuck Context», рассуждает о конкурирующих проектах.
26 октября 2011
26 октября 2011
Масштабный мемориальный комплекс в память об убитых мирных жителях и уничтоженных деревнях – первый в России. Он открыт к 70-летию трагической даты: 25 октября 1941 года фашистские каратели расстреляли 318 мирных жителей и сожгли деревню.
28 сентября 2009
28 сентября 2009
В третьей части интервью с историком Александром Гурьяновым поднимаются вопросы о том, как вспоминают о событиях начала Второй Мировой войны в Польше и России, обсуждаются «скелеты в шкафу» в истории обеих стран, отношение к таким болезненным вопросам, как Катынь, раздел Чехословакии в 1938 г., еврейские погромы в Польше и Украине.

Последние материалы