«Комиссар исчезает. Фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху» / выставка Дэвида Кинга
С 3-го апреля 2012 г. в Государственном музее истории ГУЛАГа будет представлен уникальный, объездивший весь мир выставочный проект «Комиссар исчезает», посвященный расследованиям исчезновений деятелей советской эпохи с опубликованных в сталинской России фотоснимков. Автор не был уверен, что когда-нибудь его коллекцию покажут в России. Ниже – информация о выставке и интервью с автором.
О выставке в Москве
На выставке будут представлены более 150 изображений из личной коллекции известного английского коллекционера, фотографа и дизайнера Дэвида Кинга, автора книги о заретушированной истории «Исчезнувший комиссар».
История Советской России, начиная с ее революционной предыстории и заканчивая смертью Сталина, предстанет на выставке рассказанной через призму фотографий и их позднейших искаженных и отретушированных копий. Люди на снимках исчезают или появляются, меняют свой облик, одежду, регалии… В одних случаях уничтожение тщательно скрыто ретушью или фотомонтажом; в других лица просто вырезаны, зачерканы, залиты тушью. Сопоставление исходного снимка с отретушированным наглядно раскрывает механику искажения советской истории и действительности в официальной подаче.
На открытии будут присутствовать автор выставки Дэвид Кинг, американский историк Стивен Коэн и организаторы выставки.
Выставка будет показана на территории России впервые.
Интервью Дэвида Кинга 1998 года: «Сталин и его режим уничтожили революцию»
Интервью Дэвида Кинга при открытии его выставки «Исчезающий комиссар»; источник.
Беседу вел Стефан Штайнберг 29 декабря 1998 г.
«Прежде всего я спросил Дэвида Кинга о замысле выставки.
Вы должны понимать, что для устроения такой выставки нет больших денег. Требуется некоторое время, чтобы добиться успеха. Это третий показ. Первый был в Вене, второй – в Милане. Эта выставка набирает темп. Экспозиция в Берлине смотрится хорошо, и в целом я очень доволен ею.
На этой выставке хорошо то, что она дает шанс увидеть оригинальный материал, а также репродукции с негативных отпечатков. Например, все, что находится в шкафах за стеклом, является оригиналом, и вы имеете реальную возможность видеть, откуда взят материал: либо из газет, либо из журналов, либо из документов. Выставка занимает весь дом, все десять комнат, и вызывает большой интерес средств массовой информации.
Какие отклики вызвала эта выставка?
Вряд ли были какие-либо враждебные отклики. Никто не может оспорить материал, который я собрал. На основе того, что здесь выставлено, никто не может защищать Сталина или сталинизм. Однако был забавный случай в Милане. Четыре посетителя выставки подошли там ко мне и похвалили за сделанное ретуширование. Они думали, что это что-то вроде художественного показа. Мне показалось это очень смешным. Но довольно интересно, что иногда встречаешь похожую реакцию также и в Москве, потому что некоторые фотографии определенным образом запечатлелись в сознании людей, например, совместная фотография Ленина и Горького. Есть очень странная, давно существующая узкая фотография, изображающая Ленина вместе с Горьким, которую каждый видел и знает, однако не существует ее негатива в такой форме. Фактически, этот фотоснимок был вырезан и подретуширован из группового фото, на котором сняты делегаты Второго Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала. Когда видят оригинальный отпечаток целиком, включающий 25 человек (потом в Москве я ловил любопытные взгляды), то спрашивают себя: «Может ли такое быть»?
Как и когда Вы начали свою работу?
Впервые я начал собирать материал в 1970 году. Я был в России и искал материал о Троцком, и там не было ничего. Меня спрашивали, почему меня интересует Троцкий. Мне говорили, что для революции имел значение не Троцкий, а Сталин. Когда я вернулся в Лондон, то решил создать зримую историю, насколько это возможно, правдивую наглядную историю того, что произошло в Советском Союзе. С самого начала я собирал материал с точки зрения социалистической перспективы, то есть не как Ричард Пайпс и Роберт Конквест [антикоммунистические историки времен «холодной войны» – ред.]. И вот еще что. В конце шестидесятых годов было написано огромное количество материалов о политике, в том числе и об идеях Троцкого, однако люди совершенно их не читали. Однако когда мой соавтор Фрэнсис [Виндхэм (Wyndham)] и я сделали первую биографию Троцкого в фотографиях в 1972 году, было продано 25 тысяч экземпляров. Вы могли видеть людей, читавших книгу в метро. В то время это было большое дело, книгу в мягкой обложке публиковало издательство «Penguin», одно из ведущих в Британии. Мы думали тогда о распространении идей Троцкого, чтобы привлечь людей больше читать о нем и читать его произведения.
Я спросил Кинга, каково его мнение об уместности его работы в свете происходящей кампании, сопровождающей публикацию Черной книги коммунизма, которая уравнивает Ленина и достижения Русской революции со Сталиным и сталинизмом.
Разумеется, я не согласен с таким тезисом. Очень трудно заниматься тем, чем я занимаюсь, в настоящий период времени, однако, конечно, между Лениным и Сталиным не было политической преемственности. Сталин и его режим убил революцию, он уничтожил надежды коммунизма. Вам нужно только посмотреть на фотографии в третьей комнате выставки. Там представлены фотографии из архива тайной полиции НКВД, на которых сняты рядовые, абсолютно невиновные ни в чем граждане, которые были арестованы головорезами Сталина. Это мужчины, женщины и дети, которые были взяты из своих домов и расстреляны. Они даже не дошли до ГУЛАГа.
Существуют ли какие-либо планы дальнейших показов, возможна ли выставка в Москве?
Не сейчас. Я точно знаю, что будет очень трудно показать выставку в Москве. Вы знаете, что там хотят восстановить памятник Феликсу Дзержинскому, который (памятник – ред.) является символом власти аппарата КГБ? Он стоял прямо перед Лубянской тюрьмой в Москве. Большинство депутатов от Коммунистической партии Зюганова голосовало за восстановление этого памятника. Это действительно пугает, потому что в хаосе Советского Союза эти парни [кагэбэшники] держались в тени. Теперь они говорят: «Наши руки чисты, дайте нам возможность контролировать ситуацию». Это показывает, что, возможно, моя выставка не имеет характер события, относящегося к разряду чистой истории. Она поднимает и пытается прояснить вопросы, которые являются весьма значимыми сегодня».
Контакты:
- Государственный музей истории ГУЛАГа (ул. Петровка, дом 16)
По теме:
- Пропавшие комиссары, исчезнувшие наркомы, улетевшие соколы. Фотоискусство на службе у государства: как это делалось в СССР (+ФОТО) / «Независимая газета», 2003-01-17
- Разоблачение сталинского «ретуширования» / репортаж о берлинском показе коллекции Дэвида Кинга в 1998 г.
- Дэвид Кинг. Красная звезда о России / urokiistorii