Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
30 октября 2012

«Последний нелегитимный правитель России»

ru.wikipedia.org
Памятник Борису Ельцину у его могилы на Новодевичьем кладбище ru.wikipedia.org

В августе неизвестные облили синей краской 10-метровый памятник Борису Ельцину в Екатеринбурге. Формально месячная эпопея с очисткой беломраморной стелы завершилась лишь недавно: памятник восстановили в первоначальном виде, к нему приставили круглосуточную охрану, вроде бы переводят на баланс области (ранее числился за «Фондом Ельцина»). Инцидент исчерпан, однако само событие и реакция на него со стороны различных общественных объединений дают повод взглянуть более широко на практики мемориализации первого президента в современной России.

Уже не первое десятилетие идеология и особенности института президентства в России остаются очень неопределёнными. Каковы задачи и роль главы государства? Каковы исторические истоки и модель этого института — номенклатурное прошлое советских времён? традиции Российской империи? опыт западных президентских республик (в первую очередь, Франции и США)? Ответ на эти вопросы связан с основополагающими и декларируемыми потребностям власти — воспитанию поколения патриотичных граждан, определения собственной идентичности и т.п.

Политика высших структур власти по увековечению памяти первого президента страны Бориса Ельцина в этом смысле является попыткой формирования положительного отношения в обществе если не к государству в целом, то к отдельным её институтам. Вероятно, именно этот аспект образа государственности мог бы стать основой для «нормального» патриотизма, лишенного националистического или милитаристского подтекста. Противоречивость фигуры Ельцина в данном случае не имеет большого значения. С одной стороны, важную роль играет добровольная передача Ельциным власти Владимиру Путину. С другой стороны, как «Первому Президенту» Ельцину прощается всё, и это легко согласуется с общей негативной оценкой «лихих 90‑х» и сожалениями по поводу крушения Советского Союза, сквозящими в высказываниях главных лиц страны.Чувствуя эту противоречивость образа Бориса Ельцина, министр культуры Владимир Мединский в качестве поздравления Владимира Путина с 60-летием фактически «признал» первого президента России её последним незаконным правителем:

«Задумайтесь: а ведь Путин действительно первый правитель России после Николая Романова, пришедший к власти 100% законным путем. И более того, 100% законно ее удерживающий. А честно/всеобще/выборно — то и вовсе первый в истории России. Это ли не явленный нам, России, шанс возродиться?»

Первые мероприятия мемориальной политики последовали непосредственно за смертью Ельцина 23 апреля 2007 года. Церемония прощания с президентом в храме Христа Спасителя и его похорон транслировалась в прямом эфире всеми федеральными телеканалами. Наблюдатели обращали внимание на изменения в чине литургии — вместо традиционного обращения «раб Божий Борис» в молитвах Ельцина поминали как «перваго президента России Бориса Николаевича» (ранее подобная форма литургического именования полагалась лишь императорам России). В день похорон был объявлен общегосударственный траур. Спустя год после смерти, 23 апреля 2008 года на Новодевичьем кладбище был открыт мемориал Ельцину из трёхцветного камня в виде развевающегося флага России (скульптор Георгий Франгулян впоследствии станет автором главного официального памятника первому президенту в Екатеринбурге). 

Основным центром памяти Бориса Ельцина стала его родина — город Екатеринбург. Именем президента в 2008 году был назван Уральский государственный технический университет — Уральский политехнический институт. В ходе проводимой Дмитрием Медведевым реформы высшего образования на базе УГТУ-ИПИ был создан Уральский Федеральный Университет, унаследовавший имя Бориса Ельцина. Тогда же в городе появилась улица имени президента Ельцина — пустынная на тот момент улица 9 января (в честь событий 1905 года) должна стать одной из главных артерий нового делового центра Екатеринбург-сити. Имя Ельцина получила учреждённая в 2007 году Президентская библиотека в Санкт-Петербурге.

В 2008 году был создан некоммерческий «Центр Ельцина», призванный сохранять наследие первого президента и способствовать становлению правового государства в России. Идея центров наследия президентов очевидным образом отсылает к аналогичным центрам в президентских республиках (в России наиболее известен Карнеги-центр). Интересно, что создатели фонда не скрывают того, что следуют западным образцам: «Центры, носящие имена президентов, существуют и успешно работают во многих странах мира. Сфера их деятельности гораздо шире, чем простое сохранение наследия одного политического деятеля. Президентские центры становятся площадками для обучения молодежи, способствуют развитию науки и культуры, общественной мысли» (ссылка).

Новый виток кампания по увековечению памяти первого президента получила в связи с 80-летием Бориса Ельцина, праздновавшимся в 2011 году. 1 февраля 2011 года на улице Ельцина в Екатеринбурге была торжественно открыта памятная стела из белого китайского мрамора с барельефом, изображающим Ельцина в традиционном «президентском» образе — в костюме и с галстуком. Важность происходящего события определялась составом гостей — на церемонии открытия присутствовал президент Дмитрий Медведев, верхушка администрации области.

В это же время стало создаваться впечатление, что за официозным культом первого президента начали появляться первые ростки неофициальных практик поминовения. С разрешения властей Екатеринбурга в городе был создан альтернативный памятник Ельцину под названием «Руки, повернувшие историю». Как заявили авторы памятника: «Мы решили создать памятник отцу российской демократии. Памятник не для споров и распрей, а как дань уважения политику, творившему историю прошедшего десятилетия».

В новостях из Благовещенска (Амурская область) мелькнуло предложение переименовать одну из улиц с «устаревшим» в нынешних политических условиях названием в улицу Б. Ельцина. Два новых памятника Ельцину появились в России в 2012 году: на здании школы №1 в Березниках (Пермский край) — мемориальная доска (см.: urokiistorii.ru/2940), в якутском селе Ытык-Кюель памятник объединил Ельцина и первого президента Якутии Михаила Николаева(см.: urokiistorii.ru/51171). Удивительным образом фигура первого президента России оказалась одной из немногих, объединяющих постсоветское пространство. В середине октября 2012 года было объявлено, что вскоре памятник Ельцину будет установлен в Таллине.

Никто не против, все за?

Дадут ли городские власти Благовещенска ход последнему предложению или нет — не ясно. Зато совершенно определенно по вопросу о возможном увековечении Бориса Ельцина в топонимике высказалась мэрия Москвы в 2008 году: Согласно закону, назвать московскую улицу в честь человека можно лишь спустя 10 лет после его смерти. Представители СМИ не без оснований, как представляется, увидели в этом политику двойных стандартов. В 2004 году одна из московских улиц в нарушение закона была названа именем Ахмата Кадырова, погибшего за несколько месяцев до того, в том же 2008 году Большая Коммунистическая улица получила название улицы Солженицына (писатель умер за год до переименования).

Схожей оказалась реакция городских властей на инициативу московского музея актуального искусства (ART4.RU). Музеем в 2007 году был проведён конкурс на лучший памятник эпохе Ельцина и ему самому. Победителем оказался Дмитрий Каварга, представивший образ упорядоченности, поглощаемой хаосом; новый монумент было предложено установить на Лубянке. Идея установки памятника Каварги не нашла поддержки ни в Фонде Ельцина (где изначально конкурс поддержали), ни в Мосгордуме. Как заявил председатель комиссии Мосгордумы по монументальному искусству, «решение о возведении монумента можно принимать, по меньшей мере, через 10 лет после смерти человека». 

Весьма противоречивым представляется отношение к фигуре Ельцина и мемориальной политике последних лет в обществе. В политических кругах главными её противниками выступают коммунисты. Возмущение по поводу названия Президентской библиотеки в честь первого президента России высказали в 2012 году именно активисты общественной организации «Коммунисты Петербурга» (по их мнению, библиотеку следовало бы назвать в честь Владимира Ленина). В Екатеринбурге в январе 2011 года активистами близкого КПРФ Союза Коммунистической Молодежи Борису Ельцину была установленна мемориальная «доска позора» (http://urokiistorii.ru/1930). Расположенная на доме, где в 1970-х гг. проживал первый президент России, доска информировала об итогах приватизации, Первой Чеченской войны, терактах и прочих «тёмных» событиях истории страны 1990-х. Та же организация планировала провести пикет против установки и открытия памятника Борису Ельцину в городе.

Недовольство вызвали конкретные обстоятельства строительства памятника первому президенту и открытия в будущем здания Центра Ельцина в Екатеринбурге. Как сообщалось, на эти цели из федерального бюджета выделено 2 млрд рублей — астрономическая сумма для любой из государственных мемориальных инициатив (в среднем установка памятника стоит около 20 млн). В многочисленных форумах и ЖЖ такие расходы на памятник и мемориальный центр вызывали недоумение обсуждающих (см. поисковый запрос Яндекс).

На чьей совести памятник?

Именно этот памятник в конце августа 2012 года подвергся атаке вандалов: монумент был облит синей краской, была повреждена надпись Ельцин. Тогда в политическом характере акции мало кто сомневался. Как заявил автор памятника Георгий Франгулян: «Попасть двумя ведрами краски на десятиметровую высоту простым хулиганам не под силу. Здесь, очевидно, политическая акция. Это устроили недоброжелатели Бориса Николаевича». Вскоре после случившегося КПРФ заявила о готовности оплатить адвокатов вандалам в том случае, если их арестуют. Член бюро свердловского отделения КПРФ написал в своём блоге, что «поддержка связана с тем, что мы разделяем чувства политвандалов, и опасаемся нарушения их права на справедливое судебное разбирательство». 

О задержании вандалов СМИ сообщили ещё в конце августа, однако вскоре эта информация была опровергнута. Официально о первых задержанных было сообщено лишь в начале октября, одновременно с открытием очищенного от краски памятника. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев заявил тогда, что в действиях вандалов не было «никакой политической подоплёки».

Особенно нелицеприятной во всей этой истории стала преданная гласности возня различных структур вокруг вопроса оплаты реставрации памятника. Организовав первые очистительные работы (которые не увенчались успехом), муниципальные власти публично отказались от дальнейших работ по устранению последствий вандализма. Обоснование более чем понятное — памятник первому президенту находится  на балансе Фонда Ельцина и потому должен быть очищен за его счёт. Вставший вслед за тем вопрос о том, кто должен был охранять памятник стал причиной постановки памятника на круглосуточную охрану, оплачиваемую из городской казны (при  этом мимо журналистов прошел факт, что о введении подобной меры защиты упоминалось вскоре после открытия памятника). 

Вниманию читателей мы предлагаем подборку памятников первых правителей различных стран мира.

Никита Ломакин

30 октября 2012
«Последний нелегитимный правитель России»

Похожие материалы

26 января 2011
26 января 2011
26 января Верховный суд РФ подтвердил законность зесекречивания ключевого документа так называемого "катынского дела", отклонив кассационную жалобу просветительского общества "Мемориал" на решение Мосгорсуда.
20 июля 2014
20 июля 2014
«Уроки истории» продолжают разговор о прошлом и настоящем исторической науки в России в рубрике «Политика, опрокинутая в прошлое». На этот раз речь не столько о методологических подходах, сколько об организационном оформлении исторической науки в России.
20 ноября 2013
20 ноября 2013
Обзор современной белорусской политики памяти о Холокосте через призму памятников - Холокост между памятью о местных этнических сообществах и национальными представлениями о виктимизации.

Последние материалы