Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
16 октября 2012

На фестивале польского кино покажут фильм о признании поляками вины в Холокосте

Кадр из фильма «Секрет». Источник: www.arthouse.ru

22 и 24 октября в кинотеатре «Звезда» пройдёт показ фильма «Секрет» (2012) и состоится встреча с режиссёром Пшемыславом Войчешеком. Дискуссию о польском антисемитизме в XX веке открыл Тадеуш Слободзянек в пьесе «Наш класс», получившей главную польскую литературную премию NIKE в 2010г. Пьеса легла в основу литературного сценария фильма «Секрет». Речь в ней шла о массовом убийстве евреев, произошедшем в 1941 г. в Едвабне (Белостоцкая область) и известном как «Погром в Едвабне». В произведении рассказывается о судьбах учеников одного из классов общеобразовательной школы, поляках и евреях из небольшого городка на востоке Польши.

Прослеживаются их биографии, начиная с 20-х гг. прошлого столетия до современности. Герои вместе учатся, играют, взрослеют, чтобы во время войны стать друг для друга жертвами и палачами. Пьеса Слободзянека выступила одновременно и признанием и покаянием, предоставив художникам свободу для выражения собственного отношения к польскому антисемитизму.

Характерно, что в 2012г. сразу двое польских режиссеров, не сговариваясь, снимают картины об этом. В драме Пасиковского «Жнивье» коллективная вина за изгнание евреев из собственных домов и сожжение спустя полвека проявляется в поведении одного из братьев, устанавливающего на собственном поле надгробия разрушенного еврейского кладбища.

«Секрет» – драма о моральной неуспокоенности. Это история Ксаверия, узнавшего о преступлени собственного деда, убившего еврея и его сына в годы войны. Пытаясь помочь еврейке, которая хочет обнародовать постыдные факты, Ксаверий мучается между любовью к деду, «единственному близкому человеку», и чувством долга, олицетворяя собой давнюю потребность польского общества в признании вины.

Кинопоказ входит в программу программу «Последний революционер» Фестиваля польского кино в Сибири. 

Расписание показов фильма:

22.10 – к/т «Звезда», 19.00. После сеанса пройдет встреча режиссером
24.10 – к/т «Звезда», 17.00.

Пьеса «Одноклассники» Тадеуша Слободзяника была переведена на русский язык журналом “Иностранная литература” и доступна онлайн

Информация о режиссёре:

Пшемыслав Войчешек – вроцлавский режиссёр, радикальный кинематографист, который испытывает на прочность все популярные представления о современном польском кино, принципиально не перебирается в Варшаву, поэтизирует провинцию и воспевает маргиналов и фриков. Войчешек разрушает конформистские рамки европейского «артхауса», поднимая неудобные и табуированные в политкорректном обществе темы, такие как признание поляками геноцида евреев в годы Второй Мировой войны и др. Не всегда получая возможность экранизировать все свои сценарии, Войчешек реализовывал их в театре или снимал с минимальным бюджетом (а иногда и вовсе без него). Несмотря на это, Войчешек как режиссер и сценарист – лицо современной молодой Польши, по которому страну узнают на международных фестивалях.

В программу «Последний революционер», которую в Москве представит сам режиссер, вошли две его недавние картины: «Сделано в Польше» («Made in Poland», 2010) и «Секрет» (Sekret, 2012).

Источники: 

16 октября 2012
На фестивале польского кино покажут фильм о признании поляками вины в Холокосте

Похожие материалы

5 февраля 2016
5 февраля 2016
Можно ли сделать шоу из Шоа? Неудачная попытка лечения кризиса среднего возраста съёмками фильма про Холокост в истории Джерри Льюиса и «Дня, когда клоун плакал».
20 июля 2016
20 июля 2016
Специально для эфира радиостанции «Серебряный дождь» народный артист России Вячеслав Шалевич зачитал свидетельства и фрагменты воспоминаний времён Второй Мировой. Материалы этих воспоминаний были взяты из работ наших школьников, участников конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век».
7 июля 2016
7 июля 2016
Изучение иврита и издание светской литературы были запрещены. Разрешалось издание литературы на идише…, а культурная деятельность на идише хоть и допускалась, но лишь под усиленным надзором. Органами такого надзора являлись специальные еврейские секции (евсекции), учрежденные коммунистическими ячейками, которыми руководили «нееврейские» евреи… Начиная с 1919 года евсекции начали фронтальное наступление на евреев, используя в качестве ударной силы подразделения Чека
28 июля 2009
28 июля 2009
Отзыв Дариуша Клеховского, литературоведа-полониста, докторанта Лодзинского университета (Польша), на «Тараса Бульбу» Владимира Бортко – фильм, вызвавший множество дискуссий в России, Украине и не оставшийся без внимания и в Польше.

Последние материалы