Футбол в двух лагерях
О роли футбола в лагерной жизни подробно писал Николай Старостин. Ему принадлежит известная формула о том, что эта игра была «средством выживания» в ГУЛАГе. Бывшие профессиональные футболисты, каким был он сам и какими были его братья, или даже близкий родственник известного футболиста, каким был Лев Нетто – могли выжить в лагере за счёт своей причастности к игре, чья популярность имела значение и по ту сторону проволоки. Но лагерный футбол Старостиных – лишь часть общей картины.
Наряду с футболом для избранных (а люди, причастные к большому футболу, попавшие в лагеря к начальникам-болельщикам, очевидно выделялись из общей массы заключённых), был и другой лагерный футбол.
В историях о «чемпионате Европы» в Озерлаге и футбольном турнире в Воркуте
Для проведения матчей на территории лагеря, сама система должна была претерпеть некоторые изменения. Футбольным матчам нет места в шаламовском лагере, в футбол не могут играть заключённые, работающие на лесоповале, погибающие от непосильных условий труда и невозможных условий для жизни. Однако как только лагерный режим смягчается для некоторых категорий заключённых (а в двух приведённых нами примерах речь идёт об «иностранцах» в лагере, получающих, например, посылки от международных организаций и другую поддержку извне) – футбол вновь занимает своё место в «организации досуга» и «воспитательной работе». Игрокам-заключённым разрешают самим обустроить себе игровое поле, помогают, или по крайней мере не мешают, достать себе инвентарь – мячи для озерлагского чемпионата присылает Красный Крест. Друг с другом играют «сборные» Венгрии, Польши, Германии и «России» (русские харбинцы).
Ещё более удивительна история воркутинского чемпионата в месте под названием Сухобезводное. Сидевший там футбольный болельщик Альберт Грайб знал на воле двух игроков немецкой команды «Кайзерслаутерн» – Хорста Эккеля и Вернера Либриха. Написав им письмо о лагерном футбольном турнире, он через несколько месяцев получил от них большую посылку – два полных комплекта футбольной формы для двух команд (включая бутсы) и несколько футбольных мячей. Таким образом экипировалась «сборная Германии» из Сухобезводного.
Для Германии и СССР 1954-1955 гг. были временем двух легендарных матчей – немецкого «чуда в Берне» – победы национальной команды на чемпионате мира-54, в матче против сильнейшей на тот момент сборной Венгрии, и советского – матча СССР–Германия в Москве, через 10 лет после окончания Второй мировой войны. Сам факт волевой победы СССР на футбольном поле, а также сама возможность прибытия немецкой команды были крупнейшим культурным событием первых лет после смерти Сталина. Заключённый воркутинского лагеря Роланд Буде вспоминал, что его соотечественникам в лагере было позволено даже встать под звуки немецкого гимна и снять головные уборы. Параллельное проведение в Озерлаге и Воркуте двух «международных» футбольных чемпионатов делают эту картину ещё более объёмной.
В лагерных постановлениях о проведении футбольных турниров «для последующего улучшения продуктивности работы» немецкий исследователь Владислав Хеделер отмечает именно это повторение формул официальной пропаганды вокруг спорта «на воле». Среди других выделяются также «оптимизация лагерного труда», «идеологическая мобилизация», «стабилизация лагерной повседневной жизни» (во многих местах, помимо спорта, появляется ещё и театр), и даже «повышение качества жизни».
В постсталинское время политические заключённые говорили о «малом» и «большом» лагерях
Источники и литература:
- В. Миронова, А. Миронов. Длинная скамейка – у немцев и русских // «Новая Газета», рубрика «Правда ГУЛАГа» от 13.06.12
- Roland Bude und Wladislaw Hedeler.Geschichte einer weggeworfenen Fotografie Fussballspiele im GULag // Überall ist der Ball rund – Nachspielzeit. Zur Geschichte und Gegenwart des Fußballs in Ost- und Südosteuropa. Essen. 2011. Ss. 157-163.
- М. Геллер. Машина и винтики. История формирования советского человека. Лондон. 1985.