Послевоенные протесты в Германии: к истории формирования современного немецкого общества
История Федеративной Республики – это в том числе и история многочисленных протестов. Политолог и социолог Вольфганг Краусхар рассказывает о том, за что боролись и какие события в Германии сопровождались протестами за последние 50 лет. Что предопределило состояние современного немецкого общества и представления о социальной норме? В этом в том числе заслуга послевоенной волны протестов: рабочих, студенческих, женских, экологических, школьных, антимилитаристских…
Автор – Вольфганг Краусхар, научный сотрудник кафедры политологии Гамбургского института социологии. Он работает над изданием обшей истории движений протеста. Соавтор книги «Хроника протестов».
Что называется протестом, понятно каждому. Для многих из нас это собрание людей на улице с плакатами и подготовленными лозунгами, за или против чего-то. Но действительно ли мы знаем, что подразумевает это многоплановое понятие?
Обратимся к следующему примеру: Бонн 31ого июля 1984 года. Во время дебатов о вводе в эксплуатацию угольной электростанции Бушхаус, вызвавшей народное недовольство, прямо перед зданием Бундестага останавливается грузовой автомобиль. В корзине подьёмного крана находятся двое молодых мужчин, членов организации по защите окружающей среды «Робин Вуд» (Umweltorganisation «Robin Wood»). Вооружившись огромными плакатами, они митингуют против электростанции, получившей название «национальной центрифуги грязи». Вскоре появившаяся полиция сталкивается с неожиданными проблемами. Водитель закрылся в кабине автомобиля и отказался следовать указаниям полицейских. После долгих переговоров один из полицейских разбивает боковое стекло, чтобы добраться до пульта управления. Но и это не даёт никаких результатов, так как водитель заранее избавился от ключей. Только через час при помощи монтёров полиции удаётся спустить корзину подьёмного крана на землю. – Между тем Бундестаг принимает решение о временном вводе в эксплуатацию электростанции без ранее оговорённoго очистительного сооружения. Судя по всему, протест не произвёл на чиновников никакого впечатления.
При каких обстоятельствах мы можем говорить о том, что данное событие является протестом? Когда протестующие заявляют о своих целях и представляют чьи-то интересы? Или достаточно того, что они просто выступают за что-то или против чего-то? Подразумевает ли протест противника, против которого выступают? Какую роль при этом играют пресса и общественность? Как на это реагируют государство, полиция и органы правосудия? – Все эти вопросы важны, когда речь идёт о протестах. Но прежде, чем углубиться в само понятие протеста, давайте вспомним самые известные движения в Западной Германии после Второй мировой войны.
История Федеративной Республики Германии насыщена многочисленными протестами. И как ни в какой другой восточной стране, протесты здесь носят характер движения в защиту мира (Friedensbewegung). Хотя наверное это и неудивительно, если учитывать что эта страна была эпицентром Холодной Войны на протяжении четырёх десятилетий и теперь старалась освободиться от своего милитаристского прошлого. В конце концов, Германия была в ответе за начало двух мировых войн и их последствия.
Одним из первых важнейших движений сторонников мира было движение «Без меня» («Ohne-mich»-Bewegung) в начале 50-х годов, которое выступало против любой формы перевооружения. Движение Паулькирхе (Paulskirchenbewegung) в 1955 году безуспешно старалось остановить формирование федеральной армии. В 1958 году кампания «Борьба против атомной смерти» («Kampf dem Atomtod») направила своё действие на предотвращение оснащения Бундервера атомным оружием. В 1960 году по примеру британцев были организованы пасхальные марши (Ostermärsche) против наращивания вооружений, которые, спустя долгое время возобновились и устраиваются даже в наше время. Кроме того, в начале восьмидесятых годов движение против довооружения НАТО (Bewegung gegen den NATO-Nachrüstungsbeschluss) выступало против оснащения новыми ракетами среднего действия. Движение в защиту мира, как никакое другое движение протеста, наложило большой отпечаток на формирование сознания Германского народа. Оно, однако, ушло на задний план с усилением дебатов об использовании вооружённых сил в гуманитарных целях, примером которому служат война в Персидском заливе и Боснийская война в первой половине 90-х годов.
Другие движения протеста, как правило, затихали после коротких вспышек, и уже преданы забвению. Таким является, к примеру, движение Мировых Граждан (Weltbügerbewegung), возглавляемое пилотом США Гарри Дависом в конце 40-х годов. Оно было направлено на отказ от отдельных государств и создание единого мирового правительства. В какой-то момент это движение было очень популярным и насчитывало несколько сотен тысяч приверженцев. Ещё одним примером является Европейское Движение (Europabewegung) в начале 50-х годов. Чтобы привлечь к себе внимание, участники этого движения сожгли шлагбаумы на германо-французской границе. Таким образом выражалось требование об организации Обьединённых Европейских Государств.
Классическим примером движения протеста можно, безусловно, назвать рабочее движение (Arbeiterbewegung). Стычки работников с работодателями установили определённые стандарты в решении социальных конфликтов и расширили спектр форм противостояния и действий. Организация профсоюзов сыграла важную роль в решении конфликтов с помощью ограничения круга проблем и нахождения компромиса. К протестам такого рода относятся демонстрации против постепенной ликвидации промышленных предприятий (Proteste gegen die Demontage von Industriebetrieben) во время окупации Великобританией в конце 40-х годов. Наивысшей точки волна протестов достигла в 1952 году, когда Германское Сообщество Профсоюзов боролось против положения о правах и обязанностях рабочих и предпринимателей (Demonstrationen gegen das Betriebsverfassungsgesetz) и насчитывало около 1,5 миллиона участников. Для конца 50-х годов во время кризиса сбыта характерна постоянная череда всплесков волнений шахтёров и металлургов. Начиная с этого времени, большинство рабочих выступает за право выбора, за улучшенную технику безопасности, за сокращение рабочего дня, и, конечно, за борьбу с безработицей, растущую после Нефтяного кризиса в 1973 году.
Движением, которое сильно ориентировалось на к тому времени ушедшее в историю рабочее движение и во многом подражало ему, было студенческое движение (Studentenbewegung). Долгие годы студенты были незаметны на политической сцене. Но с усилением недовольства университетами и растущей необходимостью реформ в условиях Большой коалиции в конце 60-х годов сформировалась прослойка бунтующих студентов. Это так называемое внепарламентское движение (ausserparlamentarische Bewegung) характеризовало себя как оппозиция. И несмотря на то, что оно перестало существовать уже в 1969 году, а некоторые его элементы привели к догматизму и терроризму, оно в определённой степени подготовило демократизацию германского общества.
Одним из важнейших движений, возникших под влиянием студенческого движения, было женское движение (Frauenbewegung). Критикуя патриархальные порядки и формы поведения, в 70-х и 80-х годах оно добилось пересмотра традиционной роли полов. Аборты, насилие, дискриминация в рабочей сфере – темы, остававшиеся долгое время темами табу, были вынесены на обсуждение общественности и стали частью политических дискуссий. Именно с формирования женского движения наше общество немыслимо без таких тем, как равноправие полов, эмансипация и право голоса в вопросах секса.
Хотя тема защиты окружающей среды и поднималась с 60-х годов, темой политических дебатов она стала лишь в 70-х. Из первых сообществ образовалось экологическое движение (Ökologiebewegung). Наибольшего внимания заслуживает движение, положившее своё начало в 1974 году в городе Вул в Южном Бадене и связанное с именами Брокдорфа, Горлебен, Гронде, Калькара и Вакерсдорфа. Подобные инициативы существовали во многих местах, отдалённых от атомных электростанций. Они боролись против определённых проектов в их регионе, как например, против строительства дорог или мусоросжигательных заводов, а также за охрану природы в заповедных местах.
Кроме того, стоит упомянуть движение учеников (Schülerbeweung), несмотря на то, что оно развивалось с большими перерывами. К радикализации определённой группы школьников в 60-х годах привели, в первую очередь, вопросы права голоса, различий полов и свободы прессы. Это неудивительно, если учитывать тот факт, что, к примеру, школьные газеты строго цензировались.
Вернёмся к вопросу, поставленному в самом начале: Что считается протестом? Протеста самого по себе не существует, ведь он происходит не на пустом месте. Протест обнажает недовольство, выступает против чего-то, выставляет на показ, даёт возможность обсудить это с единомышленниками, предлагает пути решения и старается предпринять первые шаги в этом направлении. Он имеет смысл только в связи с чем-то, в качестве критики несправедливой власти, будь это государство или любая другая организация. Когда речь идёт о протесте, важно учитывать, для кого предназначено послание протестующего, то есть какому человеку или организации. Таким образом, важен не сам протест, а спектр проблем, недостатков, противоречий, кризисных ситуаций и опасностей. Всё это является частью политической системы, где и решаются наши проблемы.
Итак, протест можно охарактеризовать следущим образом: Под протестом подразумевается форма общественного вмешательства с определённой целью, выражающая недовольство, старающаяся предотвратить опасность или какие-то изменения. В качестве протестующих могут выступать все заинтересованные лица. Официальная регистрация или какие-то правила поведения не предусматриваются. Насколько просто понятие протеста, настолько разнообразны его формы. Тот, кто захочет узнать больше об истории протеста, узнает много нового и будет удивлён.
Перевод с немецкого – Ксения Наумова, Штуттгарт
Источник: Spuren – Suchen, 1998 N 12, c. 17 – 19
По теме:
Лотар Диттмер. История протестов в Германии / urokiistorii