«Малая Катынь»: история пропажи польских граждан в 1945 г. и мнение Главной военной прокуратуры
Историк Никита Петров вспоминает историю пропажи и, очевидно, массового убийства польских граждан в Августовских лесах (Сувалкский уезд Белостокского воеводства) в 1945 году и размышляет, что стоит за отказом Главной военной прокуратуры расследовать это дело.
Статья «Малая Катынь» опубликована в приложении к «Новой Газете» «Правда ГУЛАГа»:
«В начале июля 1945-го по указанию Сталина Генштабом был разработан план, и войсками 3-го Белорусского фронта проведено сплошное прочесывание Августовских лесов (в Сувалкском уезде Белостокского воеводства). В результате с 12 по 19 июля 1945-го было задержано более 7 тысяч человек, в основном поляков и литовцев. Большую часть из них после проверки отпустили, литовцев передали в НКГБ Литовской ССР, а польских граждан — 592 человека, кого военная контрразведка СМЕРШ причислила к бойцам Армии Крайовой, — арестовали.»
«Общий вывод об их судьбе, сделанный Главной военной прокуратурой, был туманен, хотя и содержал некоторый намек: “Обвинение указанным польским гражданам не предъявлялось, уголовные дела в суды не направлялись, и дальнейшая судьба арестованных неизвестна”»
«в архиве ФСБ сохранился документ <…> Это шифротелеграмма начальника Главного управления контрразведки СМЕРШ Виктора Абакумова, адресованная наркому внутренних дел Лаврентию Берии <…> “В соответствии с Вашим указанием, мною утром 20 июля на самолете был направлен в г. Тройбург (ныне город Олецко в Польше. — Н. П.) пом. нач. ГУКР СМЕРШ генерал-майор Горгонов с группой контрразведчиков для проведения ликвидации арестованных в Августовских лесах бандитов”»
«Далее Абакумов писал:
“Если Вы найдете нужным проведение операции после такого положения, то ликвидацию бандитов намечаем провести следующим путем:
1. Всех выявленных бандитов, в количестве 592 человека, ликвидировать. Для этой цели будет выделен оперативный состав и батальон войск Управления «СМЕРШ» 3-го Белорусского фронта, нами уже проверенный на деле при проведении ряда контрразведывательных мероприятий.
Оперативные работники и личный состав батальона о порядке ликвидации бандитов будут тщательно проинструктированы.
2. При проведении операции будут приняты необходимые меры к тому, чтобы предотвратить побег кого-либо из бандитов. В этих целях кроме тщательного инструктажа оперативных работников и бойцов батальона участки леса, где будет проводиться операция, будут оцеплены и предварительно проведена проческа местности.
3. Ответственность за проведение ликвидации бандитов будет возложена на помощника начальника Главного Управления «СМЕРШ» генерал-майора Горгонова и начальника Управления Контрразведки 3-го Белорусского фронта генерал-лейтенанта Зеленина.
Т.т. Горгонов и Зеленин хорошие и опытные чекисты и эту задачу выполнят <…>”.»
«Так что же произошло дальше? Нам неизвестно, что ответил Берия, но можно легко догадаться. Судя по тому, что в следственных делах 592 арестованных не было выявлено следов предъявления обвинения и вынесения какого-либо решения (судебного или внесудебного) и уж тем более нет никаких указаний на то, что дела были прекращены в связи со снятием обвинения и освобождением, можно с уверенностью сказать: все они были убиты без суда согласно плану, разработанному Абакумовым и утвержденному Берией (не исключено, что последнее слово было за Сталиным).»