Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
6 июля 2012

Вдоль Беломорско-Балтийского канала / фотовыставка на Винзаводе

Источник фото: issuu.com/igorstarkov/docs/belomor

Выставка Игоря Старкова и Дарьи Андреевой «Вдоль Беломорско-Балтийского канала» будет открыта с 12 июля до 2 августа на Винзаводе в Москве в рамках параллельной программы III Московской международной биеннале молодого искусства. Проект, включающий в себя фотографии, сделанные во время двухнедельного путешествия вдоль канала весной 2012 года, и короткометражный фильм, рассказывает историю Беломорканала, одного из самых трагических маршрутов нашего времени, но одновременно и одного из самых мало исследованных.

В рамках параллельной программы III Московской международной биеннале молодого искусства фонд Михаила Прохорова представляет выставку Игоря Старкова и Дарьи Андреевой «Вдоль Беломорско-Балтийского канала».

Фотографии, которые будут показаны на выставке, были сделаны Игорем Старковым во время двухнедельного путешествия вдоль Беломорско-Балтийского канала весной 2012 года. Проект, также включающий в себя короткометражный фильм, снятый во время этой поездки Дарьей Андреевой, рассказывает историю Беломорканала, одного из самых трагических маршрутов нашего времени, но одновременно и одного из самых мало исследованных, — историю от каменного века до наших дней: от петроглифов в Беломорске — до современных граффити на стенах заброшенных церквей, безвременные пейзажи русского севера — и люди, для которых эти места родные.

Отрезок на карте, ничтожный по сравнению с масштабами страны и имеющий в тех же масштабах довольно короткую историю, оказался той важной точкой, где сошлись истории советского и постсоветского государства. Беломорско-Балтийский канал, построенный практически голыми руками «бывшими врагами пролетариата» за рекордные двадцать месяцев, стал общей могилой для одних и экспериментальной площадкой по созданию нового человеческого продукта для других — ставивших уголовных и политических заключенных на один объект. Это и путь к Соловецкому монастырю, и линия фронта во время Советско-Финской войны, и родина слова «зек», и картинка на пачке вонючих папирос. И глухая провинция, которой предстанет Беломорканал перед нами, если мы вдруг там окажемся сегодня.

Однако этот проект — не только история о некой географической точке. За две недели, наверное, сложно что-то понять или узнать, но совершенно точно можно увидеть. Отсюда — стремление к безоценочности и неангажированности теми или иными точками зрения, отсюда — подчеркнутая нормальность того, что мы видим в кадре. Вместо того, чтобы в очередной раз шокировать экзотикой — экзотикой истории, географии или социального, — авторы выстраивают изображения, в которых больше попытки исследовать и предоставить контекст. Это не репортаж из сложного региона, но личная история путешественников, которые отправляются с камерой в чужую визуальную культуру на поиски красоты и точек соприкосновения.

«Мой дед курил Беломор, всю жизнь просидел на дорогих, а в старости перешел на папиросы. Прикуривал дед только от спичек, медленно затягивался, закрывал глаза от удовольствия и выпускал столб густого, вонючего дыма. Я часто рассматривал карту на пачке и пытался не дышать носом. Пачка была потрясающе красива. Голубые струйки рек, красные буковки, теплые моря, грубая бумага. Форма Беломорканала безупречна, но запах и вкус способны вызвать только отвращение. Дед не хотел курить другие, в такой ситуации можно было смириться или самому перейти на Беломор.

Я так и поступил – начал курить папиросы. Сначала в гостях у деда, а потом и у себя.

Крепкий насыщенный вкус, горячий дым, прекрасная форма и низкая цена. После того как неделю покуришь папиросы, бывает сложно вернуться на фильтру. Обычная сигарета, с ароматизаторами и мягкой, тлеющей бумагой, начинает казаться пустым понтом. Но не все мои друзья были готовы терпеть крепкий и насыщенный вкус Беломора. Никто не возражал, но многие пытались дышать ртом, это всегда заметно. В моем окружении начали появляться новые люди, которым не мешал или даже нравился этот запах. С этими людьми, мне было явно не по пути, хотя я любил своего деда и рисунок на пачке.

На самом деле, курить хорошую фильтру совсем неплохо. Утром, за чашкой хорошего кофе, выкурить хорошую сигаретку, особое удовольствие. Беломор с приличным кофе совсем не идет, но иногда очень хочется дунуть в гильзу, выбить табачинки на пачку, смять папиросу и прикурить от спички». (Игорь Старков)

На основе фотопроекта была сделана книга; в электронном виде её можно посмотреть по ссылке.

Контакты

  • ЦСИ «Винзавод», Бродильный цех (Москва, 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6, подъезд 22), с 12 июля в 19:00 до 2 августа в 20:00
  • Дополнительная информация: Ольга Вад (куратор проекта), +7 985 145 4470, oolavad@gmail.com
6 июля 2012
Вдоль Беломорско-Балтийского канала / фотовыставка на Винзаводе

Похожие материалы

14 октября 2016
14 октября 2016
Первое, на что мы наталкиваемся, это собачьи будки. Их штук 15, и они невероятно хорошо сохранились. На некоторых даже висят цепи длиной где-то в ¾ метра, на которых были привязаны собаки. Перед двумя будками остались миски для корма. Представить тут овчарок, которые сторожили лагерь, не представляет большого труда.
22 декабря 2015
22 декабря 2015
Конкурс на лучший проект памятника жертвам политических репрессий прошёл без особых дискуссий, победитель объявлен, и нам остаётся лишь типично российское развлечение — выборы с заранее известным победителем. Писатель и архитектурный критик Владимир Паперный, автор книги «Fuck Context», рассуждает о конкурирующих проектах.
3 мая 2012
3 мая 2012
29 апреля 2012 под Берлином, в замке Нойхарденберг, открылась выставка «ГУЛАГ: следы и свидетельства», основанная почти полностью на материалах архивной и музейной коллекции Международного Мемориала
2 июня 2017
2 июня 2017
Подкаст с 23-го занятия вечерней школы Мемориала: «безродные космополиты», Дело врачей, смерть Сталина и новые реалии работы спецслужб начала пятидесятых годов.

Последние материалы