Юбилеи Победы
8 мая 1945 года в 22:43 по среднеевропейскому времени, когда в СССР уже наступил новый день, в пригороде Берлина Карлхорсте был подписан Акт о полной и безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.
В тот же день в Москве был подготовлен Указ Президиума Верховного Совета за подписью Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. Калинина и Секретаря Президиума Верховного Совета СССР А. Горкина, объявляющий 9 мая «днём всенародного торжества – ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ» и нерабочим днём.
Утром 9 мая Верховный Главнокомандующий издал долгожданный приказ за номером 369.
ПРИКАЗ
Верховного Главнокомандующего
По войскам Красной Армии
и Военно-Морскому Флоту
8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил.
Великая Отечественная война, которую вёл советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена.
Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны.
В ознаменование полной победы над Германией сегодня, 9 мая, в День Победы, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского Флота, одержавшим эту блестящую победу, тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!
Да здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской Флот!
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин
9 мая 1945 года
Также 9 мая Президиум Верховного Совета СССР издал указ «Об учреждении медали “За победу над Германией” в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Празднование 9 мая 1945 года, завершившееся грандиозным салютом, надолго осталось в памяти советских людей. А финальный аккорд, посвященный победе над Германией, прозвучал 24 июня 1945 года, когда по Красной площади промаршировали воины-победители. Парад Победы, которым командовал маршал Советского Союза К. Рокоссовский, принимал маршал Советского Союза Г. Жуков.
Также в 1945 году появился ещё один дополнительный праздничный день: 3 сентября стало отмечаться как День победы над Японией.
Однако привычные сейчас празднования, парады и салюты продлились недолго: уже в декабре 1947 года 9 мая и 3 сентября были объявлены рабочими днями. Страна по сути вернулась к довоенной системе, когда в году было всего пять праздников – дополнительных выходных дней. Обосновывались подобные меры необходимостью восстановления народного хозяйства, разрушенного за годы войны.
Десятилетний юбилей Победы прошел относительно тихо. Было торжественное заседание, посвящённое 9 мая, но на большее власти не пошли. До XX съезда КПСС оставался ещё год, но упоминать лишний раз Верховного Главнокомандующего Н.С. Хрущёв не захотел.
На 20-летие Победы, в 1965 году, наступил перелом. Новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев решил возродить праздник.
26 апреля вышел указ Президиума Верховного Совета, вновь объявляющий День победы – 9 мая – нерабочим днём.
7 мая появился указ об учреждении юбилейной медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (см. «Юбилейные медали СССР»).
8 мая вышли указы Президиума Верховного Совета СССР об утверждении Положения о почётном звании «Город-Герой»; о присвоении Москве почётного звания «Город-Герой»; о присвоении Брестской крепости почётного звания «Крепость-Герой»; о вручении ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» городам-героям Волгограду, Севастополю и Одессе, медали «Золотая Звезда» городам-героям Ленинграду и Киеву.
9 мая по Красной площади вновь прошла военная техника: был проведён военный парад в честь Дня Победы. Была возрождена и другая традиция: вечером в крупнейших городах СССР прозвучали залпы артиллерийских салютов.
В тот же день на телевидении и радио появилась передача «Минута молчания», отдающая дань памяти погибшим и ветеранам.
В 1960-х годах в праздничный церемониал были введены и другие элементы. Прежде всего, это возложение цветов к Вечному огню в память о погибших в войне. Одним из первых – 9 мая 1960 года – был зажжён Вечный огонь на Пискаревском мемориальном кладбище в Ленинграде. Самый известный в стране Вечный огонь – в Александровском саду Москвы, у могилы Неизвестного солдата – появился 8 мая 1967 года.
Не менее традиционными стали в этот день и встречи ветеранов. Происходили они в парках, в скверах и в других памятных местах. Например, очень известным местом встреч стала площадь перед Большим театром в Москве, такие же места обязательно были и в других городах.
В 1940-х – начале 1950-х встречи носили спонтанный характер и организовывались самими ветеранами. Впоследствии к этому делу подключилось государство. В 1956 году по инициативе тогдашнего министра обороны маршала Г.К. Жукова был создан Советский комитет ветеранов войны, первым его председателем стал маршал А.М. Василевский. Также были созданы общественные комитеты ветеранов войны на местах. Такие организации защищали права ветеранов, организовывали поиск однополчан, встречи с населением, праздничные мероприятия.
В 1970-80-х особо значимой для создания праздничной атмосферы стала роль телевидения. Помимо репортажей с Красной площади и с мест встреч ветеранов в телепрограмме 9 мая обязательно присутствовали военные фильмы, концерты военной песни и т.д.
Год за годом, празднуя 9 мая, страна как бы заново переживала триумф победы и боль утрат. В то же время уже начиная с первых послевоенных лет героическое прошлое народа, как отмечают современные исследователи (например, Д. Андреев и Г. Бордюгов, Б. Дубин и др.), оказалось объектом идеологических манипуляций власти. Наиболее сильно нагруженными в плане смыслов оказались празднования 1965 и 1975 годов. Именно в брежневскую эпоху появилось большинство ритуалов, сохранившихся до наших дней. «Эпоха застоя», визитной карточкой которой были многочисленные праздничные церемониалы, сформировала новую идеологию памяти о войне: поколение дедов (хранителей незыблемых устоев, нравственных образцов и лучших качеств советского человека) напрямую передавало своё свидетельство внукам. В 1970-х сложилась и институциональная система социальных благ и привилегий ветеранов, и образ Великой Отечественной как особого времени, проявившего лучшие качества советского народа.
Традиции постсоветской России во многом ориентируются именно на ритуалы брежневской эпохи: парады, торжественные мероприятия, юбилейные медали, салюты. Из нововведений выделяются акции «Я помню, я горжусь», обязательным атрибутом которых стала «георгиевская» ленточка Отношение к ним далеко не однозначное (см., например, официальную страницу акции «Георгиевская ленточка», а также статью Льва Рубинштейна на «Грани.ру» и материалы сайта «Я помню? Я горжусь?»).
Татьяна Воронцова