Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
2 апреля 2010

«76-82: Энциклопедия нашего детства»

В парикмахерской. Источник фото: 76-82.ru

Портал, посвященный воспоминаниям людей, которые родились с 1976 по 1982 год. Много фотографий и артефактов.

На сайте собрано множество зарисовок из повседневного опыта последнего поколения, выросшего в СССР. Зарегестрированные пользователи сами предлагают темы (среди них «Авоська», «Поделки из капельниц», «Подставка для книг», «сериал “Рабыня Изаура”»), дают небольшое описание и комментируют друг друга. Например:

«Сменка

В школах обязательно полагалось менять уличную обувь на сменную. Это было одним из наиболее важных правил школьной гигиены.

«Сменку» носили в сшитых мамами платяных мешочках. На мешочке красовалась бирочка с фамилией хозяина «сменки». После перестройки на смену мешочкам пришли полиэтиленовые пакеты.

В начале 90-х в школах стали появляться решетки на раздевалках, но далеко не все рисковали оставлять «сменку» «ночевать» в школе, т.к. хулиганы-старшеклассники могли поиграть ею в футбол.

Утром при входе в школу учеников встречали дежурные и проверяли на наличие сменной обуви. Если она отсутствовала, то за ней либо посылали домой, либо отправляли мыть уличную обувь. «Добрые» дежурные пропускали и без «сменки».»

  • А у нас не разрешали приносить на сменку обувь с черными подошвами. А то от этих подошв на линолиуме оставались черный полоски, которые мы на уроке труда потом отирали наждачной бумагой, которую нам говорили из дома принести.
  • Верх крутизны помню было пройти в школу в обычной обуви, выдав ее за сменку. Для чего она тщательно оттряхивалась. У друга постоянно так прокатывало, а у меня не всегда :)

или

«Шторы из скрепок и открыток

Создавались всей семьей в качестве элемента интерьера. Такие шторы вешали дома или на даче.

Для их изготовления брали много-много пачек скрепок и нарезанные небольшими прямоугольниками яркие открытки. Кусочки открытки наматывали на скрепки, а скрепки соединяли в цепи. Полученные открыточные цепи нанизывали на леску и вешали в дверной проем. Таким образом, получались приятно шуршащие, а-ля бамбуковые, шторы. »

На сайте есть рубрикатор, позволяющий выбрать раздел («Кино», «СМИ», «Игры», «Школа», «Наука и Техника», «Разное»); там же можно посмотреть 10 последних статей.

В специальном разделе собраны артефакты из прошлого, а также фотографии. Кроме этого, есть коллекция открыток «из детства».

Некоторые артефакты:

Авоська. Плетеная сетка-сумка для продуктов, популярная в советское время. В сложенном виде она легко помещалась в кармане и всегда в нем присутствовала на случай, если вдруг «выкинут» какой-либо дефицитный товар в магазине.

Считается, что автор слова «авоська» (производное от наречия «авось» — «может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды», как писал Даль) — Аркадий Райкин. «А это авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу…», — говорил его персонаж в монологе 1935 года.

Чаще всего в авоське носили овощи, и под их тяжестью нитяные ручки сумки резали руки. Народные умельцы в качестве ручек приделывали полихлорвиниловую трубку, разрезанную вдоль. Позже у авосек появились фабричные пластмассовые ручки.

В 90-х годах авоську практически полностью вытеснили яркие полиэтиленовые пакеты.

Поделки из капельниц. У всех, кому довелось лежать в больнице, или чьи родственники там работали, любимым сувениром были принесенные оттуда игрушки, сплетенные из трубок от капельниц. Чертики, рыбки, лягушки, роботы – или ручки, брелки, кулоны… чего только не плели «больничные умельцы». Трубочки для деталей будущей игрушки раскрашивали зеленкой, йодом, марганцовкой – или фломастерами. Голову обычно крепили иглой из-под той же капельницы. Изнывающие от скуки завсегдатаи больниц и диспансеров непрерывно совершенствовали свое мастерство. На свет появлялись коты в сапогах, львы, аисты, дракончики – кому что позволят фантазия и ловкость рук. Такие игрушки висели почти в каждой машине «Скорой помощи», да и далекие от медицины водители нередко украшали ими салоны своих автомобилей или кабины автобусов, трамваев, троллейбусов. О возможной «заразности» трубочек от капельниц, побывавших в употреблении, никто особенно не беспокоился.

Сейчас это умение скорее отнесли бы к разряду «вымирающих народных промыслов» (хотя, наверняка кто-то из медиков и теперь сумел бы порадовать своих детей или пациентов «капельничными» поделками). Взамен начали продаваться готовые наборы для плетения из пластиковых нитей. Но в общем-то, они ничем принципиально не отличаются от старой больничной забавы – разве что выглядят более нарядно, и в них есть дополнительные аксессуары.

Обложки для книг и тетрадей. Каждый ученик должен был бережно относиться к библиотечным учебникам, чтобы в достойном виде передать следующему поколению. В связи с этим необходимо было оборачивать учебники.

Самые простые обложки были из бумаги. Часто это была калька, принесенная родителями с работы.

В канцелярских магазинах можно было купить обложки пластиковые: прозрачные, полупрозрачные или цветные. От обложек тетрадных (тетради также необходимо было оборачивать) они отличались толщиной. Однако такие обложки время от времени рвались и их «лечили» изолентой.

Поход в канцелярский магазин перед 1 сентября в поисках и подборе подходящих обложек был для школьника маленьким праздником.

У «избранных» были специальные пленки, которые надо было наложить на учебник и прогладить утюгом. Тогда учебник становился глянцевым.

Фен «Алеся». Фен «Алеся» был мечтой многих советских женщин. В магазинах электробытовых приборов выстраивалась многокилометровые очереди, если на прилавки вдруг «выбрасывали» коробки с этим дефицитом.

На коробках была размещена фотография девушки с развевающимися волосами, которая держала в руках фен, смотрела куда-то вдаль и мечтательно улыбалась.
Те, кому удавалась купить фен, потом так же мечтательно улыбаясь, смотрели на него.

Помимо самого фена в коробке лежали три насадки: тонкая расческа, массажная расческа и щипцы для завивки. Также к комплекту прилагался «удивительной красоты» белый капюшон, который прикреплялся к фену с помощью обыкновенной резинки. Капюшон предназначался для более быстрой сушки волос, а также для перманентной завивки.

Бумажные куклы. Самый просто и дешевый вариант куклы, который только можно придумать. Кукла в купальнике или нижнем белье была нарисована на листе бумаги. Здесь же располагались изображения различных предметов ее небогатого гардероба: юбки, платья, пальто, аксессуары. Куклу и одежду следовало аккуратно вырезать маникюрными ножницами по контуру. Одежду дополняли белые клапаны по краям, с помощью которых одежда могла держаться на кукле. После этого ребенок был занят долгое время, он разыгрывал с куклой различные истории, бесконечно ее переодевал, а также самостоятельно рисовал для куклы модные обновки. Порой дети шли дальше – создавали на бумаге для куклы целые дома с подробной прорисовкой интерьеров.

Кукол печатали в различных детских журналах типа «Колобок», продавали отдельно в киосках «Союзпечати» и книжных магазинах. Если в 80-х годах кукла представляла собой ребенка, то в 90-м она превратилась в грудастую барышню а-ля Барби.

Чтобы кукла со временем не мялась, ее наклеивали на плотную бумагу. Также существовали куклы изначально сделанные на толстом картоне. Под купальником у них был вклеен магнит, а к одежде необходимо было прилепить металлические кружочки. Таким образом, одежда держалась на кукле и без дополнительных клапанов.

Вопреки расхожему мнению, игрой в бумажные куклы увлекались не только девочки, но и мальчики.

Дополнительные материалы:

  • В Живом журнале существует сообщество с тем же названием и замыслом: «Про нас. 76_82» – с 11-тысячной аудиторией
  • Босоногое.ru – «сайт о нашем счастливом советско-российском детстве»

 

2 апреля 2010
«76-82: Энциклопедия нашего детства»

Похожие материалы

30 апреля 2009
30 апреля 2009
3 апреля 2012
3 апреля 2012
27 февраля состоялся круглый стол urokiistorii о пространстве протеста. Разговор с директором библиотеки Мемориала Борисом Беленкиным коснулся тем, недостаточно проговоренных на этой встрече: о памяти мест, притягивающих протестную активность, необычных пространствах для выражения несогласия (кладбища, павильоны), о современных местах выступлений против существующего режима и их историческом контексте
8 ноября 2012
8 ноября 2012
Не только поколения делают историю, история также создает поколения. Польский историк Том Юнес о Поколении-89 в Польше

Последние материалы