Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
31 марта 2010

Телепремьера фильма «Катынь»

Источник фото: openspace.ru

Российская телевизионная премьера знаменитого фильма Анджея Вайды «Катынь» в некотором смысле сенсационна: он был снят в 2007-м году, имеет прямое отношение к российской истории, но не шёл в российском кинопрокате и ни разу не демонстрировался по ТВ.

«Показ «Катыни» для нас – акция столь же беспрецедентная, сколь и продуманная, –говорит главный редактор  телеканала «Культура» Сергей Шумаков. –Мы считаем, что зрители телеканала «Культура» достойны того, чтобы первыми в России видеть настоящее большое кино, которое вызывает жгучий интерес и яростные споры в обществе».

После фильма в 21:45 на «Культуре» покажут программу «Катынь». Послесловие» с участием деятелей отечественного кино, культуры и политики (ведущий Виталий Третьяков).

О фильме Анджея Вайды «Катынь»:

3 октября 2006 года Анджей Вайда начал снимать фильм «Катынь» об одной из самых страшных трагедий Второй мировой войны. Показ «Катыни» на престижнейших фестивалях в Берлине и Венеции стал настоящей сенсацией. В 2008 году картина была номинирована на премию «Оскар», войдя в шорт-лист из 5 фильмов, претендовавших на премию.

Еще в процессе съемок фильм вызвал бурную общественную дискуссию не только в Польше и России, но и в других странах. Различные политические силы пытались использовать его в своих целях. Многие сочли картину Вайды антироссийской. Однако сам режиссер предельно четко обозначил свою позицию:

«Я снимал фильм таким, каким хотел снять, без политической истерики и без пропаганды. «Катынь» – мое художественное осмысление исторической правды. Фильм ни в коей мере не направлен против России, он о том, как совершалось преступление Сталина. Я задумал фильм давно и всегда мечтал, чтобы эта картина была русско-польской. Потому что речь в ней идет о трагедии наших народов, которые попали в жернова тоталитарной системы. Ведь в Катынском лесу лежат останки не только поляков, но и русских, украинцев, евреев, белорусов. И я не верю, что в России фильм отвергнет зритель».

Режиссер подчеркивает, что «Катынь» для него – глубоко личное высказывание, связанное с трагедией его семьи. Фильм посвящен его отцу – пехотному капитану Якубу Вайде, убитому весной 1940 года, и матери, которая так до конца своей жизни и не узнала, жив ее муж или мертв, потому что его фамилии не было в списках жертв, найденных при раскопках в Катыни в 1943 году.

«Это моя личная тема, горе моей семьи, моя тоска по отцу, несбывшаяся надежда моей матери, что он рано или поздно вернется. Отец, как я предполагаю, был расстрелян в другом лагере, в Старобельском, но в рамках той же акции НКВД».

Ту же личную интонацию вложил в музыку фильма выдающийся польский композитор Кшиштоф Пендерецкий:

«Катынская трагедия для меня, как и для многих тысяч поляков, автобиографична – мой дядя был расстрелян там. Я видел фильм сначала кусками, когда мы с режиссером обсуждали, какие именно фрагменты «Реквиема» использовать. И я еще тогда подумал, что это лучший фильм Вайды».

Роль советского офицера, спасающего от ареста польскую семью, сыграл Сергей Гармаш.

Анджей Вайда: «Я очень счастлив, что на экране появился прекрасный российский актер Сергей Гармаш, который не только сыграл в этом фильме, но и вложил в него свою личность, душу и сердце. Благодаря его участию я могу сказать, что это наш общий фильм. Свою роль он сыграл блестяще. Я думаю, что в «Катыни» это лучшая мужская роль. И я просто не представляю сейчас этот фильм без него».

Источник информации

Дополнительные материалы:

Похожие материалы

6 августа 2015
6 августа 2015
"В польской литературе появился образ промышленной Лодзи как «злого города», признаками которого были эксплуатация, спесь, холодный расчет и преступность. Кроме того, крупнейший (после Варшавы) по численности населения город Царства Польского не имел ни канализации, ни сети школ (не говоря уже об университете или филармонии). Городской ландшафт определяли заводские трубы, казавшиеся символом силы и успеха"
13 мая 2016
13 мая 2016
В работе я использовала воспоминани жительниц нашего города, переживших военное детство, – оказалось, что память об этом ни у кого не изгладилась, а значит, и война, которая закончилась полвека назад, всё еще не ушла из нашей жизни.
25 декабря 2012
25 декабря 2012
Н.С. Лебедева – специалист в области истории международных отношений новейшего времени и истории Второй мировой войны. Автор монографий «Подготовка Нюрнбергского процесса», «Безоговорочная капитуляция агрессоров», «Катынь: преступление против человечества» и др. Участник российско-польской Группы по сложным вопросам российско-польских отношений в истории ХХ века.

Последние материалы