Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
15 января 2010

Политическое кино. «Великий гражданин»

«Великий гражданин», 1 серия – 1937, 2 серия – 1939 г., реж. Ф. Эрмлер, «Ленфильм»

«Великий гражданин» – двухсерийный фильм режиссера-коммуниста Ф. Эрмлера. Над этим фильмом режиссер и один из авторов сценария Ф. Эрмлер, а также сценаристы М. Блейман и М. Большинцов работали в течение всего периода Большого террора. Первая серия была закончена в 1937 и вышла на экраны страны в 1938 г., вторая была снята и вышла в прокат в 1939 г. Главная тема кинокартины – внутрипартийная борьба с «троцкистско-зиновьевской оппозицией». Её трактовка полностью соответствуют официально принятой сталинской версии, согласно которой сторонники Троцкого и Зиновьева – враги «социалистического строительства», подлежащие народному суду и уничтожению. Ниже приводится разбор обеих серий фильма, а также даются методические рекомендации по работе с фильмом на уроках истории.

 

Режиссер-большевик

Ф. Эрмлер был убежденным коммунистом – и в «Великом гражданине», и в других своих политических фильмах – таких, как «Встречный» (сорежиссеры – С. Юткевич и Л. Арнштрам, 1932) и «Крестьяне» (сорежиссер – М. Пащенко, 1934) – он искренне и талантливо обосновывал сталинскую политику. При этом как режиссер Эрмлер был скорее реалистом, чем соцреалистом – ему была важна психологическая достоверность типажей и их конфликтов. В результате эти фильмы сегодня смотрятся как документы: они фиксируют внутреннюю политику 30-х годов со всеми ее парадоксами, жестокостью и следами сталинской борьбы за власть. Современный киновед П. Багров назвал такого рода советские фильмы «перевертышами», «кинематографом, который проговаривается»:

«… Эрмлер, как никто другой в советском кино, постоянно проговаривался. Партийный художник, активный коммунист, он был искренне убежден, что все происходящее в стране если и не хорошо … то, во всяком случае, правильно, то есть идет по правильному пути. А раз правильно, то нет смысла искажать или приукрашивать действительность. Поэтому фильмы Эрмлера и оказывались точнее и правдивее многих потенциально антисоветских картин с «кукишем в кармане»

«Великий гражданин» на уроках истории

На уроках по истории фильм «Великий гражданин» можно рекомендовать для углубленного изучения политической атмосферы периода Большого террора. Вслед за властью этот фильм указывает на виновных и закрепляет образ «внутреннего врага». Его пропагандистская цель – мобилизовать массы на поддержку сталинского режима и политики репрессий. Кинокартина точно передает атмосферу периода, когда сталинский террор достиг своего апогея.

  • «Великий гражданин» – идеальный материал для изучения методов и приемов пропаганды с помощью талантливых режиссеров.
  • Изучение этого фильма лучше всего сопровождать работой с оригинальными публикациями из газет 1935-39 годов (и обсуждением специфического стиля саморазоблачений подсудимых, реакций читателей и описаний сути политических процессов).
  • Отдельная тема, которую можно рекомендовать для серьезной исследовательской работы старшеклассников, – возможные параллели между романом Достоевского «Бесы» (например, фрагментом с теорией Шигалева) и фильмом Ф. Эрмлера.
  • Еще одним заданием может стать создание портфолио с разнообразными сведениями о С. Кирове и Л. Троцком, Л. Каменеве и Г. Зиновьеве – в сопоставлении с тем, как образы вождей и «врагов» (а на самом деле, бывших вождей) преподносятся в фильме.
  • Фрагменты «Великого гражданина» можно использовать в качестве иллюстраций к специфическим понятиям 30-х годов, с помощью которых описывался сталинский курс на индустриализацию: «перерожденец», «перестраховщик», «рационализация», «социалистическое строительство».
  • Отдельной дискуссии заслуживает тема страха в фильме Эрмлера, в сталинской советской культуре и повседневной жизни (см. статью Олега Ковалова)

Дополнительные материалы

Ольга Романова
 

 

15 января 2010
Политическое кино. «Великий гражданин»

Похожие материалы

16 декабря 2013
16 декабря 2013
Игровой фильм режиссера Маргарет фон Тротта «Ханна Арендт» имел большой успех, который неизбежно порождает вопросы у кинокритиков. Что именно удалось сделать режиссёру для того, чтобы зритель почти два часа наблюдал за «работой мысли» главной героини, которую трудно было показать иначе, чем за «курением с перерывами на печатание на машинке»?
28 декабря 2015
28 декабря 2015
Новый материал в нашей серии публикаций лучших работ учительского конкурса - методичка от Олеси Шуровой - учительницы школы №12 города Кемерово.
13 ноября 2009
13 ноября 2009
Лениниана Михаила Ромма складывается из двух фильмов, снятых в 1937 и 1939 годах: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Ниже – подробные рецензии на фильмы и методические рекомендации по использованию фильмов на уроках истории.
15 апреля 2013
15 апреля 2013
13 марта в Париже состоялась фотовыставка и презентация альбома польского фотографа Томаша Кизны «Большой террор в СССР. 1937 – 1938». А с 27 марта выставка представлена в «Доме встреч» в Варшаве.

Последние материалы