Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Простые истории

Сборник работ XIX конкурса

Предисловие

 

XX век в человеческом измерении

 

Перед вами двадцать первый сборник работ лауреатов проводимого Международным Мемориалом конкурса «Человек в истории: XX век». Корпус этих сочинений уже давно можно использовать в качестве своеобразного барометра исторического самочувствия российских граждан и влиятельности властной исторической политики. По тематике сочинений новый том не слишком отличается от предшествующих – основные точки излома судьбы советской семьи остались прежние. Разве что Первая мировая и Гражданская войны, кажется, уходят из фокуса напряженного внимания по мере естественного ухода живых носителей памяти о них. Но коллективизация и массовая крестьянская ссылка, эта «мужичья чума», по-прежнему – центральный пункт отечественной семейной истории. Вопрос, которым задается одна из персонажей такой крестьянской саги: «за что я отбывала свой невинный срок» в стране, где «вся власть принадлежит комендатурам», остается по-прежнему актуальным.

Но есть и существенные новации, заключающиеся прежде всего в смещении фокусировки. Вторая мировая война, прежде в основном освещаемая с героического фронта, поворачивается постепенно своим плохо освещенным прежде гражданским тылом, страдавшим в эвакуации и оккупации или вовсе ставшим жертвой истребительной депортации. Раньше об этом писали мало и смущаясь. Более того, становится возможным говорить о судьбах предков, прямо осужденных властью, и предпринимать попытки пересмотра старых приговоров, поскольку вера в справедливость государственной юстиции оказалась под вопросом.

Тут собственно и корень своеобычности этих текстов. Они формируют в стране «государственных жителей», привыкшей, что образ истории, определение в ней правых и виноватых, принадлежит государству (кто бы за этим щитом не скрывался), совершенно частный взгляд в прошлое, а по устройству нашей культуры – и в будущее. Где «самостоянье человека» никак не связано с геополитическими или классово-прогрессистскими химерами.

Непритязательный, подчас наивный рассказ неискушенного повествователя, имеет в этом случае особую ценность. Юный повествователь не утратил способности удивляться. А с ним и мы можем глянуть в наше прошлое свежим глазом.

Никита Соколов,

заместитель исполнительного директора Президентского центра Б. Н. Ельцина по научной работе, 

член Жюри Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников

«Человек в истории. Россия – ХХ век»

Без вины
12 февраля 2019
О трагической истории из жизни семьи моей прабабушки, истории в одночасье переломавшей всё: сложившийся быт, естественные крестьянские заботы, веру в завтрашний день
12 февраля 2019
С какой стороны не подъезжаешь к нашему городу, обязательно увидишь купол храма, который возвышается над городом. Истории этого храма, а также судьбе одного из священников Храма Успения Пресвятой Богородицы я хотела посвятить свою исследовательскую работу.
12 февраля 2019
Своим исследованием я хочу сохранить память о трагедии, пережитой моими родными в 1943–1950 годы, память о своей прабабушке, которую мне не довелось узнать, и о своем деде, умершем в октябре 2017 года.
12 февраля 2019
Когда я была маленькой, меня всегда удивляло двойное название поселка, в котором я живу: официальное название «Волжский», а неофициальное, но более популярное, «Шамбай». Став взрослее, я заинтересовалась этим вопросом. Но ответ был намного сложнее, чем казалось вначале. Названия «Шамбай» поселок лишился не просто так. Шамбай изначально был основан калмыками, которые проживали в нем до того, как они были высланы советским государством в Сибирь.
12 февраля 2019
Нередко на семейных застольях мне приходилось слышать имя Виктора Демьяновича Колесникова. Я мало что знал о судьбе этого человека, но хорошо запомнил по рассказам родных, что он был сотрудником КГБ, участвовал в параде 1945 года, а позже, в 50-х, был репрессирован и попал в Воркуту – как раз в момент разгара антисталинских настроений, и участвовал в восстании, о чем позже написал в своих мемуарах.
12 февраля 2019
Случайно найденная переписка Бонч-Осмоловских на «блошином рынке» в Санкт-Петербурге, и вот – словосочетание «политически-репрессированные» для меня не только «плохо» и «так нельзя», за этим словосочетанием теперь стоит история семьи. Конечно, это история не моей семьи, но мне она стала близка, возможно потому, что это история моей страны, и эта история повторилась во множестве судеб.
Война в письмах, в дневниках, в рассказах
12 февраля 2019
В название своего исследования я взял строчки, которыми мой прадед, Виссарион Павлинович Бажуков, участник Первой мировой войны, начинал свои письма жене, Марфиде Александровне. Сохранившиеся письма – это уникальная возможность заглянуть на столетие назад и понять, что чувствовал и думал человек, находившийся на передовой с августа 1914 по октябрь 1917 года.
12 февраля 2019
Дневник, о котором пойдет речь в этой работе, хранится в Музее Педагогического университета им. А. И. Герцена. Он представляет собой школьную тетрадь с записями, датируемыми ноябрем 1942 – апрелем 1943 года. Первая запись в дневнике сделана 6 ноября 1942 года, а последняя блокадная – 1 апреля 1943 года.
12 февраля 2019
По сложившейся традиции нашей школы я вместе с учителем и одноклассниками прибирал на кладбище могилы советских солдат, погибших при освобождении хутора Гапкина в январе 1943 года. На могилах не было фамилий. Я заинтересовался, известны ли имена тех, кто похоронен в этих могилах. На что получил ответ, что выяснить имя ни одного солдата не удалось.
12 февраля 2019
Мы хотели на основе судеб людей, воевавших в Афганистане, создать картину о жизни человека на той войне, о жизни в экстремальных условиях. Мы встречались с людьми, которые рассказывали нам о смерти своих товарищей, о том, как их изменила война. И сейчас, с высоты прожитых лет они снова окунались в события прошлого.
Жизнь и семья
12 февраля 2019
В судьбе Людмилы Михайловны не было каких-то «особых» событий, но она была свидетелем истории, через ее жизнь прошли многие события ХХ века и оставили свой яркий след.
12 февраля 2019
У Людвига было в жизни три фамилии: там, где родился, он был Пжибыло; в плену его записали как Пшебыло, а жизнь прожил как Пшибло. И Родины у него было две: Польша и Советский Союз. «Свой-чужой» – он был в этих двух государствах.
12 февраля 2019
Много лет назад, в далеком 1876 году, нашими предками, выходцами из южных губерний Малороссии: Полтавской, Киевской, Черниговской, – было основано наше село Арзгирское, со временем переименованное в Арзгир, окруженное со всех сторон трухменскими степями.Преобладающее население в их селах и аулах – туркмены. Значит, наши предки заняли самые восточные, не освоенные туркменами земли.
12 февраля 2019
Мы посещали Анастасию Яковлевну Ужегову в течение нескольких декабрьских вечеров и после незабываемых встреч с ней поняли: пора нам, наконец, оторваться от экранов компьютеров, отвлечься от своих смартфонов и обратить внимание на людей старшего поколения!
12 февраля 2019
События прошлого, рассказанные нашими предками или прочитанные в их пожелтевших дневниках и письмах, написанных много лет назад, делают наше представление об исторических событиях прошлого намного более выпуклым и эмоционально окрашенным.
12 февраля 2019
Эта небольшая работа рассказывает о жизни моей прабабушки Новэлы Степановны Волковой (Иовлевой). Я очень люблю ее и очень благодарна ей за те рассказы, которые позволили написать эту историю. Ее необычное имя – Новэла – я вынесла в название, потому что именно оно, как мне кажется, сыграло немалую роль в том, каким человеком выросла моя прабабушка.
В поисках ответов
12 февраля 2019
Однажды, когда я был еще совсем маленький, я заглянул на чердак нашего старого дачного дома в подмосковном поселке Кратово. Там, среди всяких ненужных вещей, стоял небольшой письменный стол. В нем был ящик, закрытый на ключ. Я, начитавшись приключенческих книг, предположил, что в этом ящике могут быть спрятаны сокровища.
12 февраля 2019
Я учусь в татарской гимназии и изучаю как русскую литературу, так и родную. Но если русскую литературу мы начинаем изучать со «Слова о полку Игореве» (ХII век), а потом перескакиваем на ХVIII, и лишь ХIХ и ХХ века представлены в школьном курсе, на мой взгляд, полно и объемно, то родную татарскую литературу мы изучаем с VII–VIII веков и достаточно подробно. Наша литература невероятно богатая и древняя.
12 февраля 2019
Трудовому воспитанию школьников уделялось огромное значение. Но мне было важно понять, насколько прививка любви к труду оказалась успешной. Узнать это было возможно, лишь обратившись к «прививаемым», то есть к ученикам советской школы.

Похожие материалы

28 октября 2014
28 октября 2014
Срок секретности на документы ВЧК-КГБ 1917–1991 годов был продлён ещё на тридцать лет. О том, что означает это решение для архивов и для историков, рассказывает Никита Петров.
11 октября 2016
11 октября 2016
Михаил Мельниченко о перезапуске «Прожито», новых горизонтах проекта, роли дневников в образовании, личном отношении к личным текстам и выходе в оффлайн
4 августа 2015
4 августа 2015
О своей карьере пионервожатого-антисоветчика, ядовитых могильниках Кубани и других особенностях трудовой биографии "летуна" в позднем СССР рассказывает Борис Беленкин во второй части своего монолога.
14 июля 2014
14 июля 2014
Память утрачивается в момент принесения жертвы. Линчеватели легко забывают момент линчавания: играет роль невинность самого человека, приносимого в жертву, и переоценка ценностей линчевателями: они искренне считают жертвами... самих себя. «Судебная система, – пишет Рене Жирар, – рационализирует, успешно кроит и ограничивает месть.., она манипулирует ею без всякого риска: она превращает её в крайне эффективную технику исцеления – а во вторую очередь, и профилактики насилия».