Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
24 декабря 2009

Олег Дорман о работе над «Подстрочником»

Режиссёр-документалист, переводчик Олег Дорман, недавно награждённый национальной премией «Лавровая ветвь» за свой фильм «Подстрочник», в интервью журналу «Семья и школа» рассказал о различных подходах к изложению историко-биографического материала, которые они использовали вместе с Лилианой Лунгиной в процессе работы над фильмом.  

 «Сначала Лиля – так она представляется зрителям, но, разумеется, при жизни я называл её по имени-отчеству, — решила рассказать две новеллы: одну – о счастливой жизни на страшном фоне, то есть, конечно, о Симе, и вторую, кажется, о школе. Но я её довольно быстро перебил, потому что иначе представлял себе будущий фильм, и попросил рассказать издалека, начиная с дедушки и бабушки. Она сбилась, замолчала – ведь она готовилась совсем не к тому. Мы остановили съёмку, и я боялся, что она просто откажется. Она стала возражать, говорила: «Не понимаю, зачем я должна рассказывать о всей своей жизни?» — и предлагала строить всё не по хронологическому, а по портретному принципу. «Берём человека из моей жизни, и я рассказываю всё, что с ним связано». Но когда она начала таким образом рассказывать про Симу, то оказалось, что на каждого появляющегося по ходу повествования человека требуется специальная глава. Как только она говорила: «Элька, наш друг…» — ей приходилось объяснять, кто этот Элька, как он появился и так далее. Словом, ничего не получалось. А по хронологии стало получаться. Так что она согласилась – ладно, давай попробуем. Я произнёс перед ней долгий сбивчивый монолог, никак не мог объяснить, чего хочу… То есть я это хорошо знал, понимал, что это должен быть прощальный взгляд, но невозможно же такое сказать человеку. Я придумал какую-то дурацкую историю: представьте себе, что вы попали на другую планету и вспоминаете всё, что было прожито на Земле… Она, конечно, прекрасно всё поняла, но не подала виду. И вдруг возникла формула: рассказывать о том, чем жила душа. И нам обоим всё сразу стало ясно. Допустим, она рассказывает всё, что ей или мне кажется законченной главой, останавливается, и я прошу: «А теперь вспомните, какие были запахи» или: «Давайте добавим картины». Вот только один пример: когда она говорит, что картошка, которую приносила молочница, ещё пахла снегом! Я ведь давно знал её удивительный талант рассказчицы и только напоминал о том, что она прекрасно умела. В этом смысле я был требовательный собеседник. <…> Был такой забавный случай, связанный с появлением в доме Лунгиных рукописи «Одного дня Ивана Денисовича», которую принёс Твардовский. Лиле хотелось проследить путь рукописи через Льва Копелева, Асю Берзер в редакцию «Нового мира». Замечательно чувствуя драматургический ритм, она понимала, что на этом можно отвести всего два предложения, иначе будет скучно. И вот она пытается уместить в две фразы, что написал Солженицын… На восьмом или девятом придаточном предложении она смеётся, мы за ней, и она говорит: «Нет, так не годится, давай начнём сначала…». Значит, так: был такой человек Лёва Копелев, который сидел в шараге, а шарагой называлась такая штука в сталинские времена, в которой… Нет, не годится. Давай так: в сталинские времена были шараги…» В результате после нескольких попыток этого пассажа мы так набело и не записали. <…> Когда же возникла цельная картина, всё было рассказано до конца, у неё появилось желание пересказать заново то, что вначале шло с натугой, трудно. Вообще всё это невероятный душевный труд, такой рассказ обо всей жизни и осмысление, размышление перед камерой».

фотография: afisha.ru
Полностью текст интервью Олега Дормана Наталье Мавлевич – см. «Семья и школа», №9 за 2009 г.

 

 

24 декабря 2009
Олег Дорман о работе над «Подстрочником»

Похожие материалы

14 августа 2015
14 августа 2015
Хоккей наряду с балетом, шахматами, космосом и атомной бомбой входил в список самых главных достижений брежневского СССР. Фильм Гэйба Польски «Красная Армия» вновь собирает эту пятёрку воедино, чтобы показать всем заинтересованным зрителям, как всю эту историю можно разыграть вокруг хоккейной площадки.
18 мая 2015
18 мая 2015
Футбольный матч в снежную метель, закончившийся со счётом 0:0. Между собой играют команды политической полиции и армии, одну из них поддерживает семья местного диктатора. Игра происходит в Бухаресте, в этом бывшем Париже Востока, на сером бетонном национальном стадионе, под завязку заполненном людьми в дешёвых тулупах, пальто и меховых шапках. Игру судит арбитр из Васлуя, Адриан Порумбою, которому его сын 25 лет спустя включает запись и просит поделиться воспоминаниями. Возня футболистов в снегу кажется Порумбою-сыну поэтическим зрелищем.
22 января 2016
22 января 2016
Недавно в "Мемориале" прошла конференция по устной истории, на которую приехали с докладами исследователи из нескольких городов России и ближнего зарубежья. Мы предлагаем ознакомиться с программой прошедшей встречи, тезисами докладов или самими выступлениями докладчиков на видео.

Последние материалы