Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
16 января 2012

Острова. Варлам Шаламов: Показ фильма в рамках Документальной среды с Музеем кино

Источник: kino-teatr.ru

18 января 2012 г. в 19:00 в Москве, Международном Мемориале пройдёт показ и обсуждение фильма Светланы Быченко, приуроченный к 30-летию со дня смерти Варлама Шаламова.

СВЕТЛАНА БЫЧЕНКО
ОСТРОВА. ВАРЛАМ ШАЛАМОВ. 2006 (38 мин.)

Финалист Национального телевизионного конкурса ТЭФИ-2007 (Светлана Быченко, в номинации «Режиссёр телевизионного документального фильма/сериала» с фильмом «Острова. Варлам Шаламов»)
Производство: Студия документального кинопоказа, телеканал «Культура»

ВЫСТАВКА ОСТРОВ «КОЛЫМА» (материалы, собранные режиссером во время подготовки к фильму)

УЧАСТНИКИ ВЕЧЕРА:

Режиссёр Светлана Быченко
Специалисты по творчеству и биографии Варлама Шаламова

Начало в 19:00. Адрес: Москва, ул. Карентый ряд, д. 10/5
Вход свободный

30 лет назад 17 января 1982 года в Москве умер Варлам Тихонович Шаламов, русский прозаик и поэт советского периода (как сейчас принято говорить), прошедший сталинские репрессии, лагеря и ссылки и одним из первых открывший миру правду о своем времени и о своей стране в прозе и в стихах.

18 января 2012 года мы посвящаем его памяти показ фильма Светланы Быченко и небольшую выставку «Остров Колыма».

Выставка составлена из материалов, вошедших и не вошедших в фильм. Фотографии из отчетов НКВД представляют то, о чем писал Шаламов: Витаминная фабрика, рудники, добыча олова и золота, и то, как сортировали заключенных по категориям…

Я беден, одинок и наг,
Лишён огня.
Сиреневый полярный мрак
Вокруг меня (В. Шаламов).

Колыма
это метафизический остров, остров который в сталинские времена мог существовать отдельно от всего материка. Он производил и добывал все необходимое для жизни сам, и сверх того, для всей страны: поставлял золото, олово, уран, серебро… Это документальные снимки, до сего времени лежавшие в спецхранах, теперь они открыты. Эти фото снимали для отчетов перед Сталиным, снимали, ретушировали, выстраивали кадры… Но от фотоаппарата ничего не ускользнуло – ни взгляды людей, ни детали.

Пещерной пылью, синей плесенью
Мои испачканы стихи.
Они рождались в дни воскресные

Немногословны и тихи.

Они, как звери, быстро выросли,
Крещенским снегом крещены
В морозной тьме, в болотной сырости.
И всё же выжили они.

Они не хвастаются предками,
Им до потомков дела нет.
Они своей гранитной клеткою
Довольны будут много лет.

Теперь, пробуженные птицами
Не соловьиных голосов,
Кричат про то, что вечно снится им
В уюте камня и лесов.

Меня простит за аналогии
Любой, кто знает жизнь мою,
Почерпнутые в зоологии
И у рассудка на краю.
(В. Шаламов)

www.museikino.ru
www.shalamov.ru

16 января 2012
Острова. Варлам Шаламов: Показ фильма в рамках Документальной среды с Музеем кино

Похожие материалы

17 марта 2015
17 марта 2015
Мы собираем средства на проведение экскурсий и организацию фотовыставки Эмиля Гатауллина о шаламовских местах на Колыме.
18 мая 2015
18 мая 2015
Футбольный матч в снежную метель, закончившийся со счётом 0:0. Между собой играют команды политической полиции и армии, одну из них поддерживает семья местного диктатора. Игра происходит в Бухаресте, в этом бывшем Париже Востока, на сером бетонном национальном стадионе, под завязку заполненном людьми в дешёвых тулупах, пальто и меховых шапках. Игру судит арбитр из Васлуя, Адриан Порумбою, которому его сын 25 лет спустя включает запись и просит поделиться воспоминаниями. Возня футболистов в снегу кажется Порумбою-сыну поэтическим зрелищем.
22 мая 2014
22 мая 2014
Историк Ирина Щербакова об использовании фигуры свидетеля в телевидении и кинофильмах.

Последние материалы