Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
4 марта 2010

Младший брат следит за тобой

Передвижная шведская выставка для школ и библиотек о Павлике Морозове – «Младший брат следит за тобой»

 

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Шведский форум «Живая история» по заказу правительства создал выставку, посвященную коммунистическим режимам. Она дает представление о легкости реализации, лаконичности и наглядности передвижных выставок – они хорошо подходят для школ и других неспециализированных пространств. Одновременно, это пример совершенно отстранённого взгляда на «нашу» историю: в стране, не имеющей коммунистического прошлого, школьникам пытаются рассказать о его ужасе на примере истории с Павликом Морозовым. Вроде всё правильно, но излишняя простота и беспроблемность изложения (например, выражение «преступление против человечности» используется как самоочевидное определение, хотя оно требует отдельных разъяснений), кажется, работает не только на борьбу с мифами, но и – немного – в их пользу.

Сама по себе тема «младшего брата» (в контексте существования «большого брата») крайне любопытна. Она расширяет часто представляемую упрощённой ситуацию «диктатор» («большой брат») – «жертвы» (народ, массы и т.д.): помимо этой пары появляется третья фигура — фигура ближнего, «младшего брата», «соседа», такого же, как ты сам, от которого тоже, оказывается, немало зависит. На шведской выставке эта тема представлена очень эффектно именно в визуальном плане: посетитель заходит в замкнутое пространство и садится на стул. Обыденный опыт (сидение на стуле) превращается в экстремальный: человек становится видимым и беззащитным для окружающих, для «большого» и «маленького» брата. Неразделимость повседневного существования и экстремального опыта характерно для обществ тоталитарного типа.

Также в выставке о Павлике Морозове есть второй важный сюжет: целенаправленное создание мифа (Павлик Морозов как «пионер-герой») и действие механизма пропаганды – «интересы государства прежде всего, в том числе, и прежде семьи».

 

ИНФОРМАЦИЯ О ВЫСТАВКЕ

(здесь и далее информация от форума «Живая история»; перевод – Сергей Бондаренко)

В 2006-м году форум «Живая История» получил заказ от шведского правительства – рассказать обществу о «преступлениях против человечности» в странах с  коммунистическим режимом. Целью форума было дать заинтересованному зрителю общую информацию о «преступлениях против человечности» в СССР, Китае и Камбодже. Авторы проекта решили сфокусироваться на 1917-1989 гг. и создали 4 продукта – информационный лист, студенческий журнал, исследовательский обзор и выставку.

Результаты проекта доступны для широкой публики в период с 2008 по 2010 гг., но все связанные с ним материалы будут выложены на сайте форума и по истечении этого срока. Все тексты направлены прежде всего на работу со школьниками и учителями. Разумеется, учитывается и более широкая аудитория.

Было решено создать маленькую выставку: 3 на 3 метра и выставлять её в 20
библиотеках по всей Швеции. Важно, что технически «собрать» выставку очень просто – весь процесс занимает примерно 3-5 часов для двух человек. Главной была идея создать небольшую выставку, которая действовала бы как «введение в тему». Выставка легко устанавливается, не требует больших затрат, связанных с реализацией и перевозкой (при установке используется картон).

Было непросто найти подходящую тему для такой «вводной» выставки. Продюсер выставки, Анна-Мария Каструп, изначально предложила несколько вариантов для разработки, прежде чем она остановилась на истории Павлика Морозова, найденной в книге Класа-Горана Карлссона «Террор и тишина». Через историю Павлика Морозова авторы хотели бы рассказать о ГУЛАГе, «показательных процессах» и «стукачах». Очень важно, что все текстовые материалы, разработанные по ходу, находились в свободном доступе рядом с выставкой – посетители могли бы на месте прочесть и узнать больше об истории СССР, Китая и Камбоджи.

Целевая группа:

  • Посетители библиотеки/ публика (фактологический материал и материал для студентов)

Концепция выставки и история Павлика Морозова:

На выставке «Младший брат следит за тобой» 13-летний советский мальчик Павел Морозов должен пробуждать интерес и сам по себе символизировать те преступления против человечности, что имели место при коммунистическом режиме.

Это история о том, как отец Павла помогал кулакам манипулировать с документацией и прятать зерно, предназначавшееся государству. Павел был свидетелем этих событий и посчитал своим долгом сообщить о действиях отца властям. Его отец закончил свою жизнь в ГУЛАГе, в принудительном трудовом лагере, а Павел и его младший брат были впоследствии убиты братьями своего отца, пожелавшими отомстить.

Советские власти объявили убитого мальчика жертвой и героем. Памятники Павлу были поставлены по всему Советскому Союзу, государственные здания и железнодорожные станции назывались в его честь; о нём снимали фильмы, ставили оперы, писали театральные пьесы.

Много лет спустя обнаружилось, что изначальная история была сфабрикована – этого Павла никогда не существовало. Он был придуман властями, выдвинут как ролевая модель, демонстрирующая, что государство всегда должно быть важнее, нежели семья.

Эта история проливает свет на различные стадии развития советского коммунистического режима, включая разгром кулачества, мнимое судопроизводство и лагеря ГУЛАГа.

Другая информация:

Параллельно с выставкой форум «Живая История» организует семинары и другие программы, связанные с темой «преступлений против человечности» при коммунистическом режиме. Мероприятия проходят в разных городах.

 

ТЕКСТЫ ВЫСТАВКИ

Дизайн:

Чёрный куб с открывающейся дверью, открытым потолком, 3 на 3 метра. Несколько текстов (они представлены ниже) на четырёх внутренних стенках.

Вход и выход через одну и ту же дверь. Одновременно внутри могут находиться около 8 человек.

 

1. Великая чистка

Россия была монархией на протяжении четырёх веков. Последний царь был убит вместе с семьёй после коммунистической революции 1917-го года. Кровавая борьба за власть развернулась в тот момент, когда советский вождь Ленин умер в 1924-м году. Сталин победил.

Сталин хотел преобразовать патриархальное, крестьянское общество в современную индустриальную нацию. Маленькие хозяйства должны были влиться в большие. «Кулаки», которые были землевладельцами с царских времён, не хотели отдавать свои земли. Сталин приказал ликвидировать кулаков.

Миллионы кулаков были уничтожены или отправлены в трудовые лагеря ужасной системы ГУЛАГа. В следующих списках были уже и другие «нежелательные элементы». И вновь миллионы граждан стали жертвами коммунистического режима.

Эта выставка посвящена одной из таких жертв. Мальчику. Он не был диссидентом. Как раз наоборот.

2. Великий страх

Мальчика звали Павел. Фамилия – Морозов. Описываемые события имели место в 1932-м году, в деревне Герасимовка, небольшом бедном посёлке в уральских горах. Несмотря на кажущуюся труднодоступность, механизмы террора существовали и здесь, как и на прочей территории СССР.

Государство отслеживало каждый шаг своих граждан. Их самих побуждали к тому, чтобы следить за своими коллегами, соседями и членами семьи – и докладывать о малейшем непослушании, любом умысле на «измену».

Угроза жизни и, одновременно, обещания награды за сотрудничество, должны были побуждать людей говорить. Любой человек, отказывающийся подчиняться, мог ждать своей гибели или отправки в лагерь.

3. Великое представление

Неисчислимые судебные «процессы» были не более чем притворством для советской коммунистической системы. Их исход был предопределён заранее. Свидетели хорошо срежиссированных театральных постановок никогда не ждали никаких сюрпризов. Суд над отцом Павла не был исключением.

Его отец был обвинён в том, что помогал кулакам устраивать махинации с бумагами на их земли – с целью сохранить зерно и не отдавать государству. Сын был свидетелем того, как это происходило. Он осознавал свой долг перед родиной, и донёс на своего отца. Сына попросили указать на виновного в зале суда. Он не колебался. Отец Павла получил 10 лет бесчеловечно жестоких принудительных работ в лагерях ГУЛАГа.

Вопрос: Правильно ли поступил Павел, сообщив властям о действиях своего отца?

4. Великая месть

Нобелевский лауреат Александр Солженицын описывал в своих книгах повседневную жизнь в трудовых лагерях. Система ГУЛАГа включала в себя сотни лагерей по всему Советскому Союзу. Миллионы диссидентов – реальных и воображаемых – были отправлены в эти лагеря, и были частью того, что сейчас определяется как «преступление против человечности»: пытки, казни без всякого суда…

Принципы «стукачества» существовали в лагере на тех же основаниях, что и на воле. Все заключенные за стеной или колючей проволокой поощрялись к тому, чтобы выступить против своих же собратьев – чтобы выжить.

Мы не знаем, выжил ли отец Павла в ГУЛАГе. Но мы знаем то, что сам Павел понёс наказание. Братья его отца вышли из-за деревьев одним осенним днём 32-го года, когда Павел вместе с младшим братом вышли собирать ягоды в лес. Павла и его брата зарезали.

5. Великое восхваление

Жестокое убийство Павла Морозова привело в движение мощную систему государственной пропаганды. О нём узнали все, его подвиг восхваляли. Он не должен был умереть напрасно… в конце концов, он поставил государство выше своей семьи. Ведущие интеллектуалы, такие как писатель Максим Горький и режиссёр Сергей Эйзенштейн помогли иконизировать Павла.

Тысячи памятников Павлу были установлены по всему Советскому Союзу, государственные здания и железнодорожные станции назывались в его честь; о нём снимали фильмы, ставили оперы и театральные пьесы.

Миллионы и миллионы школьников знали Павла как героя – с которого нужно было брать пример.

6. Забвение

Павел Морозов был сияющей красной звездой на протяжении шести десятилетий. Сталин умер в 1953-м (в оригинале – 1963-м, прим. перев.), но слава Павла не меркла вплоть до наступления гласности и утраты власти коммунистами в 1991-м году.

В новой России воцарились иные идеалы. Герои, предающие собственные семьи, были больше не нужны. Павел был забыт вместе с закрытием музеев, посвящённых его жизни, памятники были убраны, железнодорожные станции переименованы, а ранее изданные книги выходили в новых редакциях. Вскоре Павел станет таким же как и все – ещё одной из миллиона жертв коммунистической власти в СССР.

Вопрос: Почему важно помнить о Павле Морозове?

7. Большая ложь

Мы должны помнить о Павле Морозове… потому что его никогда не существовало.

Памятники, музеи, ж/д станции, фильмы и оперы в эти 60 лет были очень реальными. Павел же был не более чем марионеткой на ниточке.

Исследования последних лет показали, что Павлов было несколько. Один из них любил махать красным флагом, другой сообщил об отце, избивавшем его мать, третий был убит в лесу, четвёртый… Но того Павла, которого придумала власть, никогда не было. Этот мальчик был создан для людей, чтобы дать им понять, чего от них ждут. История Павла составляет один из самых жестоких исторических парадоксов: из всех жертв советского коммунизма мы лучше всего помним того, кого никогда не существовало.

Как бы то ни было, если мы помним Павла, мы не забудем, что вся вереница тоталитарных режимов была создана обманывать, разделять людей, уничтожать их… И нет никакой разницы, совершались ли эти преступления против человечности в СССР, Камбодже или Китае…

 

Дополнительные материалы:

 

4 марта 2010
Младший брат следит за тобой

Похожие материалы

16 мая 2012
16 мая 2012
Историческая работа любого вида имеет дело с источниками: из них мы черпаем знания, а их интерпретация определяет то, как мы видим историю. В этом материале представлены виды исторических источников и даются советы, как их интерпретировать. Вместо того, чтобы предоставить готовые рецепты, данная глава приведет читателя в мастерскую историка, где конкретные примеры станут стимулом к толкованию источников.
15 мая 2015
15 мая 2015
Перевод главы о культуре 20–30-х гг. из современного учебника истории ХХ век для старших классов Португалии.
18 декабря 2012
18 декабря 2012
29 ноября 2012 – 20 января 2013 выставка с таким названием работает в Манеже (Москва). Корреспондент «Уроков истории» Татьяна Кондакова о том, как предметная повседневность СССР концептуализируется современными музейщиками.

Последние материалы