Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
4 мая 2009

Коллективизация

Источник: russia.iratta.com

Коллективизация – процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в коллективные сельскохозяйственные предприятия путём кооперирования. Как и в случае с индустриализацией, коллективизация – одна из глобальных задач, стоящих перед большевистским режимом.

«Обобществление» необходимо с хозяйственной точки зрения – чтобы построить новую экономику, в которой не будет места для частной собственности. Другая сторона этого же явления – идеология. Большую часть населения государства составляют «крестьяне», а не «рабочие» как должно быть в развитом индустриальном обществе, готовом к быстрому переходу к социализму и коммунизму. Необходимо по-новому упорядочить все крестьянские хозяйства, провести их сплошную коллективизацию.

Первые попытки подобных реформ были предприняты ещё в начале 20-х годов – по указанию «сверху» в деревнях насаждались ТОЗы (Товарищества по совместной Обработке Земли), которые должны были стать первой ступенькой к дальнейшему переходу к «колхозам» и «совхозам». На этом этапе «земля» ещё не становится «общей», однако на каждом отдельном крестьянском наделе работает весь коллектив ТОЗа.

Подобные организации, рассчитанные на добровольное вступление, потерпели полный крах – общее количество крестьян, отдавших свою собственность в общественное пользование, составило менее 1%. Главные стимулы для вступления, заявленные государством: рационализация хозяйства, механизация (тракторы) и химизация (удобрения) – оказались и не слишком привлекательными, и не вполне выполнимыми.

Годы Гражданской войны, военного коммунизма, а затем и годы НЭПа не принесли сколь-нибудь значимого продвижения в этом направлении. А потому вместе со «свёртыванием» НЭПа, форсированной индустриализацией, составлением первого пятилетнего плана и «обострением классовой борьбы» приходит время и «коллективизации».

Первые принципиально новые решения по этим вопросам были приняты на XV съезде партии в 1927 году, а также на XVI партконференции в апреле 1929 года.

Полтора года между двумя этими событиями «коллективизация» проходит в новом «директивном» режиме. Первыми жертвами массового террора становятся «кулаки» — зажиточные крестьяне, использующие на своей земле труд наёмных рабочих (как правило – более бедных крестьян из тех же деревень). Уничтожив самых успешных и зажиточных хозяев (во многих случаях неподчинившихся крестьян убивали, в большом количестве ссылали на принудительные работы – оставшихся и не сбежавших в город заставляли войти в состав новообразованного «колхоза»). Главными средствами достижения цели для большевиков становятся активная пропаганда классовой ненависти – бедных против богатых, а также умышленная дезинформация и сокрытие данных, касающихся реального количества крестьян, вступающих в колхозы.

Промежуточные итоги коллективизации по-прежнему «неудачны» — к апрелю 1929 года лишь 4% крестьянских хозяйств стали «колхозными».

На XVI партконференции принимаются меры к ужесточению борьбы против «кулаков» под общим лозунгом «Кулак – враг социализма», а также примерный план, предусматривающий 20% коллективных крестьянских хозяйств в течение 5 лет. Таким образом, к осени 1929 года общее число обобществлённых хозяйств достигает уже 7,5 %.

7 ноября 1929 года в газете «Правда» (№259) выходит статья Сталина, озаглавленная «Год Великого Перелома». Статья посвящена радикальным «изменениям», которые якобы произошли среди крестьян в отношении к колхозам. А потому нет больше смысла низко удерживать планку – и можно стремиться к тотальному переходу к коллективным хозяйствам. Чисто умозрительные, популистские заявления Сталина легли в основу решений пленума ЦК от 10-17 ноября: никому уже не нужны старые 20%, к лету 1930 года должно быть 100%. В рамках этого же курса 9 декабря был организован Наркомзем СССР, возглавленный Я.А. Яковлевым.

С этого момента коллективизация приобретает почти бесконтрольный характер, и превращается, по словам Сталина, в движение, «равнозначное по своим последствиям революционному перевороту в октябре 1917 года». Агитация за «уничтожение кулачества как класса» (эвфемизм, вполне сравнимый с «окончательным решением еврейского вопроса» нацистами в Германии), а также постоянно распространяемая дезинформация о «сравнительно удачной кооперации» в других областях страны, позволяет государственной машине постепенно приближаться к поставленной цели.

Узаконенный террор уничтожил экономическую основу старой государственности – земельное крестьянство, разрушил систему до самого основания. Современники сравнивали коллективизацию с «приходом Антихриста» в деревню и ожидали скорого «конца Света», в течение нескольких лет было подавлено не менее сотни восстаний и акций протеста против принятых решений, однако масштабного консолидированного сопротивления организованно так и не было. Наступил апофеоз насаждаемого коллективизма: «Общими были даже слёзы из глаз».

«Соревнования» по кооперированию, в которые включились многие районы страны, приводили к всё большему ужесточению методов коллективизации. Сталин умело дистанцировался от происходящих в эти месяцы событий: в статье «Головокружение от успехов» 2 марта 1930 года он «осудил» «левые загибы» в деревне, приписав жестокость принятых мер на счёт местных руководителей.

По словам М. Геллера, «важнейшим этапом на пути к созданию «нового человека» был шок коллективизации, на десятилетия травмировавший сознание современников и потомков. Коллективизация была великой политической и психологической победой Сталина – осуществлением плана инфантилизации крестьянства». В тот момент, когда была разорвана традиционная связь крестьянства с собственной землёй, новые «колхозники» и «горожане» (те крестьяне, которым каким-то образом удалось, избавившись от хозяйства, переселиться в город) на долгие десятилетия оказались в зависимом положении от новой власти.

Крупнейший голод 1932-1933 гг. в СССР (главным образом в Украине, Казахстане и Поволжье) стал прямым следствием коллективизации и индустриализации – в их общей взаимосвязи. Изымаемый у крестьян хлеб государство продавало по демпинговым ценам в обмен на новые технологии, необходимые для индустриализации. Другой важнейшей причиной был массовый забой скота, устроенный крестьянами, не желавшими сдавать его в колхоз. В результате хозяйственный аграрный кризис чрезвычайно углубился.

Коллективизация была остановлена естественными причинами: разорением крестьянских хозяйств, тяжелейшими последствиями голода, а также переменами во внутренней политике: в декабре 1934 года был убит Киров, и началась эпоха «Большого террора».

Ш. Фицпатрик в своей книге «Повседневный сталинизм» отмечает, что конец 30-х годов стал временем некоторой экономической стабилизации – более того, наиболее спокойным и «удачным» годом для крестьян и части горожан оказался 1937-й – печально знаменитый многими другими событиями во внутренней жизни СССР.

К 1938 году было коллективизировано 93% крестьянских хозяйств и 99% посевной площади.

Коллективизация на территориях, присоединенных СССР в ходе Второй Мировой войны, сопровождалась государственным насилием и массовыми депортациями местного крестьянского населения в восточные районы страны.

Список литературы:

  • Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы, М., 2001.
  • Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. М., 1994.
  • Трагедия Советской деревни. Документы и материалы в 5 томах. 1927-1939. М., 2004.
  • Вишневский А.Г. Серп и рубль. М., 1998.

Сергей Бондаренко

Дополнительные материалы:

  • Агитационные плакаты, посвящённые коллективизации
  • «Второе крепостное право» –материал рекомендуется для подготовки уроков по теме «Коллективизация сельского хозяйства в СССР». 9, 11 классы (газета «1 сентября»): 1 часть, 2 часть, 3 часть
  • Речь Сталина на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б)
    11 января 1933 г – о «состоянии партийной работы в деревне», хлебозаготовках 1932 года, колхозах («социалистических формах хозяйственной организации») и борьбе с кулачеством
4 мая 2009
Коллективизация

Похожие материалы

1 апреля 2015
1 апреля 2015
Международный Мемориал открывает междисциплинарный исследовательский семинар «Государственный террор в СССР: источники и методики изучения» и приглашает к участию исследователей разных специальностей, аспирантов, студентов.
4 августа 2015
4 августа 2015
О своей карьере пионервожатого-антисоветчика, ядовитых могильниках Кубани и других особенностях трудовой биографии "летуна" в позднем СССР рассказывает Борис Беленкин во второй части своего монолога.
20 мая 2017
20 мая 2017
О том, как заставить дознавателя порвать протокол допроса, обратить поражение в победу и о недоверии к революционерам без страха и упрёка – читайте в монологе Владимира Альбрехта.
5 января 2015
5 января 2015
К годовщине со дня смерти Надежды Яковлевны Мировой (1928-2009), учительницы русского языка и литературы в московской Пятьдесят седьмой школе, мы публикуем одну из последних её работ - «Жив ли Маяковский сегодня? Пособие для ученика и учителя».

Последние материалы