Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Первая бомбардировка Москвы
Москва во время одного из налетов. Фото: Маргарет Брук-Уайт

В ночь с 21 на 22 июля 1941 года — спустя месяц после начала Великой Отечественной войны — немецкие бомбардировщики совершили первый налет на Москву. Советская столица подвергалась интенсивным бомбардировкам в течение года. 

К налету немецкой авиации на столицу городское руководство начало готовиться с самого начала Великой Отечественной войны. Оборона Москвы от нападения с воздуха возлагалась на Московскую зону Противовоздушной обороны (ПВО), в помощь ей были сформированы батальоны местной противовоздушной обороны (МПВО) из гражданских лиц. Если в задачу ПВО входило обнаружение и отражение ударов с воздуха, то члены МПВО занимались обезвреживанием авиабомб и артиллерийских снарядов, дежурили на предприятиях и в жилых домах с целью предотвращения пожаров, оказывали медицинскую помощь, а также привлекались к расчистке завалов и восстановлению разрушенной инфраструктуры. 

Не менее важной целью было создать условия, которые затруднили бы противнику поиск с воздуха важных городских объектов, включая заводы, памятники архитектуры и главную резиденцию советского правительства— Кремль. Для этой цели широко применялась маскировка. В начале июля Государственный комитет обороны СССР утвердил постановление N 73/с «О создании службы маскировки при Московском совете», в котором обязал обеспечить маскировку таких объектов, как оборонные заводы, водопроводные станции, Кремль, Центральный телеграф, нефтехранилища и городские мосты. К реализации этого плана привлекли художников и архитекторов, которые «нарисовали» новый город. Одни здания закрывались камуфляжными сетками, другим с помощью краски придавали вид обычных жилых домов. В Москве и Подмосковье появились фальшивые мосты, аэродромы, нефтехранилища и заводы. С храмов Московского Кремля сняли кресты, а купола были выкрашены в камуфляжные тона. Башни Кремля были перекрашены в разные цвета, а красные звезды на них закрыты фанерой и досками. Фасады некоторых зданий тоже раскрасили в разные цвета, чтобы с воздуха они выглядели как два или три здания. На Васильевском спуске и Красной площади установили объемные деревянные конструкции, имитирующие городскую застройку. Так, мавзолей Ленина поместили внутрь деревянного дома.

Московский Метрополитен стал бомбоубежищем. Москвичи размещались на ночь в поездах, на платформах и даже в тоннелях. Метро стало «городом в городе». Там дежурили врачи, работали библиотеки, кружки, читались политические доклады и лекции, устраивались торжественные мероприятия.

В первом авианалете люфтваффе на Москву приняли участие около двухсот самолетов. Интенсивные бомбежки столицы закончились лишь к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город в июне 1943 года. Всего во время налетов на Москву погибло более двух тысяч человек, было повреждено или разрушено около 6 тысяч жилых зданий и сотни объектов городской инфраструктуры, в том числе Большой театр, Центральный телеграф и Курский вокзал.

Последние материалы