Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом
Человек в истории.
Россия — ХХ век
24 апреля 1915 года в столице Османской империи Константинополе начались массовые аресты, а впоследствии и убийства представителей армянского населения. Это было началом геноцида армян. В ходе него погибли, по разным оценкам, от 600 тыс. до 1,5 млн человек. 24 апреля считается днем памяти жертв геноцида. Официальные турецкие власти до сих пор отрицают факт целенаправленной политики по уничтожению армян.
Первыми пострадали представители интеллектуальной, политической и религиозной элиты. Вначале аресты в Константинополе старались проводить без лишнего шума. К одним приходили днем и просили пройти в участок, «чтобы ответить на несколько вопросов». Других же забирали ночью и в домашней одежде отвозили в тюрьму.
Несмотря на то, что в качестве предлога для арестов власти использовали лояльность армян к Российской империи в условиях Первой мировой войны, в реальности многие из арестованных и впоследствии убитых были преданными подданными Османской империи. Например, в числе первых арестованных был доктор Тигран Аллахверди, который сам был членом партии младотурок, и профессор Тиран Келеджян, всю жизнь преподававший в турецких учебных заведениях и издававший турецкоязычную газету «Сабах».
Всего в течение нескольких недель в одном только Константинополе было арестовано около 800 видных армян, из которых уже к концу лета мало кто остался в живых. После константинопольских событий волна арестов, депортаций и убийств прокатилась по всей стране. Официально армян лишь отправляли концентрационные лагеря в Сирии и Месопотамии, объясняя это военной необходимостью. По факту же людей часто уничтожали прямо на месте.
«Мой отец — Мовсес Манукович Киракосян, родился в 1887 году в деревне Варденис. <…> Резня началась в день Вардавара 1915 года. <…> Резня и грабеж длились несколько дней. Был приказ уничтожить всех армян. Женщин, стариков и детей загоняли в хлева и поджигали. Спаслись лишь те, кто смог добраться до болота, которое находилось на юго-востоке Вардениса, в лесистой местности», — вспоминала Цовинар Киракосян.
Большинство тех, кто все же попал в лагеря, ждала долгая и мучительная смерть от голода. Концентрационные лагеря были расположены в пустынных областях, там армяне селились в сделанных наспех палатках. Что касается провизии, ей депортируемых обычно просто не обеспечивали. Изгнанники были вынуждены сами доставать еду и предметы первой необходимости у местного населения в обмен на щедрое вознаграждение.
Местные турецкие власти и чиновники, которые пытались сопротивляться политике репрессий и геноцида, снимались со своих должностей. Так был уволен губернатор Алеппо Мехмед Джеляль-бей, запретивший любые репрессии против армянского населения. В телеграмме, посланной в Стамбул он аргументировал это так: «Я управляю городом и не буду его палачом».
Геноцид против армянского населения Османской империи продолжался в течение всего 1915 года. По мнению некоторых историков, он продлился намного дольше — вплоть до начала 1920-х годов — и закончился серией военных кампаний против беженцев. Последним из таких событий стала резня в городе Смирне, когда в сентябре 1922 года войска под командованием Мустафы Кемаля вырезали целый армянский квартал.
По разным оценкам, во время геноцида погибло от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Те, кому удалось бежать, обосновались во всех концах планеты. Многие представители современной армянской диаспоры в странах Запада — потомки беженцев, переживших геноцид.
Уничтожение армян в Османской империи считается первым геноцидом XX века и признано большинством стран мира, Турция же отвергает все обвинения. Согласно официальной турецкой историографии, стороны младотурок не было целенаправленной политики уничтожения армян. Армяне, как и представители других народов Османской империи, погибли от голода, болезней и боевых действий.