Джеймс Картер
КАРТЕР Джеймс (Джимми) (р.1924), 39-й президент США (1977–1981), лауреат Нобелевской премии мира (2002).
1 октября 2009 г. Картеру исполнилось 85 лет. Учитывая влияние Картеру на политическую жизнь Советского Союза, немаловажную роль, сыгранную им в американо-советских отношениях, «Уроки истории» помещают биографическую справку об экс-президенте).
По своему происхождению и воспитанию Картер – «простой американец» из сельской глубинки, имевший ничтожные шансы на вхождение в политическую элиту страны. Будущий президент с детства усвоил американскую веру в народоправие, гражданское равноправие, индивидуализм, жизненный успех как следствие личной энергии и предприимчивости. Приверженность этим ценностям Картер сохранил на всю жизнь, явив пример политика-идеалиста, предпочитающего открытую деятельность подковёрным манипуляциям и тайным договорённостям. Картер был и остается носителем изначальной американской идеи прямого осуществления демократических и христианских принципов в социальной действительности.
Детство провёл на ферме своего отца неподалеку от маленького города Плейнс (в годы его молодости шесть сотен жителей, более половины – афроамериканцы) в штате Джорджия. Деревенский мальчик много читал, в т.ч. классическую литературу, занимался музыкой. Книга, прочитанная в 12 лет, укрепила его в убеждении, что творцами истории являются не великие люди, и не элиты, а «простые люди», народ. Это был роман Толстого «Война и мир». Привычка много и разносторонне читать сохранилась у Картера на всю жизнь. Он предпочитал самостоятельно учиться, прорабатывая литературу по самым разным вопросам, в отличие от многих политиков, предпочитающих доверяться экспертам.
После окончания школы провёл год слушателем Технологической школы в Атланте, в 1943–1947 учился в Военно-морской академии США в Аннаполисе, служил на военных надводных и подводных судах в Карибском море, на Атлантике и в Тихом океане. Работал в проекте по созданию первых атомных субмарин, с которым связывал свою дальнейшую карьеру.
В 1953 умер отец Картера. Несмотря на серьёзные колебания и недовольство жены, преуспевающий офицер решил выйти в отставку и «вернуться к маленькому городу, церкви, ферме и негарантированному доходу. Я мог прожить только одну жизнь, и я хотел прожить её как штатский человек, потенциально имея более широкие возможности приложить свои силы в различных сферах государственной деятельности» [1].
В Плейнсе Картер посвятил себя фермерству (наладил бизнес по продаже семян арахиса и удобрений), а также общественной деятельности. В качестве члена церковного совета местной общины и школьного совета графства выступал против расовой сегрегации в школе и церкви. Убеждённый и деятельный баптист, он посвящал время преподаванию в воскресной школе и миссионерству.
Политическая деятельность Картера началась в 1962 избранием в сенат штата Джорджия. Во время предвыборной кампании он столкнулся с развитой системой фальсификаций, коррупции, лоббизма и грубых нарушений закона, которые, с одной стороны, повергли его в шок, а с другой – побудили развить бешеную активность в разоблачении «нечистой игры». Упорная борьба на грани фола увенчалась успехом.
Примечателен произошедший около того времени спор Картера с баптистским пастором, который «настоятельно рекомендовал мне не быть причастным к столь дискредитированной сфере [т.е. к политике – ДЕ] … он… сказал: «Если Вы хотите быть полезным другим людям, почему бы Вам не принять духовный сан или не заняться какой-нибудь почётной общественной работой?» В пылу спора я ответил: «Хотели бы Вы быть пастором в приходе численностью 80 тысяч верующих?» В конце концов он признал, что можно оставаться честным и в то же время заботиться о нуждах 80 тысяч граждан 14-го округа по выборам в сенат».
В сенате штата Картер, состоявший в комиссиях по образованию и по ассигнованиям, старался действовать в интересах социально уязвимых слоёв, постоянно сталкиваясь с сопротивлением лоббистов.
Следующей ступенью в политической карьере Картера стало избрание в 1970 губернатором Джорджии (первая попытка занять эту должность в 1966 окончилась неудачей). С 1972 Картер начинает подготовку к выдвижению в 1976 на пост президента от Демократической партии. Совершает многочисленные зарубежные визиты, налаживая хозяйственные отношения штата с иностранными партнерами, изучая экономический и политический опыт демократических стран.
вся политика нашего правительства будет покоиться на обоснованной и свободно выраженной воле американского народа. Нам нет необходимости лгать. Нашим лучшим средством национальной обороны является правда».
Уотергейтский скандал и вьетнамская война представлялись Картеру явлениями одного порядка, следствием отдаления правительства от народа и измены принципам американской демократии. Он считал, что государства подобны отдельным людям, и в политике следует придерживаться тех же моральных норм, что и в частной жизни.
Состояние американской политической системы кандидат в президенты оценивал критически: «Наша страна в настоящее время не имеет ни понятных всем национальных целей, ни чётко сформулированных задач, ни организационного механизма для решения этих задач и достижения этих целей. Мы движемся от одного кризиса к другому, словно они возникают по чьей-то прихоти и несмотря на то, что предыдущие кризисы не были разрешены. В Библии сказано: «Если труба издает неясный звук, кто станет готовиться к битве?».
Предвыборная программа Картера отличалась ясностью намерений. Он предлагал реорганизовать и уменьшить федеральный бюрократический аппарат, создать «открытое правительство»; изменить налоговую систему, реформировать систему здравоохранения, сделав медицинские услуги более доступными; обещал остановить вызванный энергетическим кризисом рост безработицы и инфляции; сократить американское военное присутствие в мире, выведя войска из Таиланда, Филиппин, Японии и Южной Кореи, уменьшить расходы на вооружения. Более того, Картер полагал, что «самым большим расточительством и самой большой опасностью является ненужное распространение в мире ядерного оружия. Нашей конечной целью должна быть ликвидация ядерного военного потенциала всех стран».
Одной из важнейших целей новой администрации должна была стать защита прав человека во всём мире, что означало, в некотором роде, революцию в международных отношениях. Картер писал: «Наша страна как член сообщества наций должна являть собой пример мужества, сострадания, чести и приверженности к основным правам и свободам человека» (курсив мой – ДЕ).
Взгляды Картера на американскую политику в области прав человека, выраженные и в его инаугурационной речи, сразу были замечены и оценены советскими диссидентами. Равно как и советскими властями. По выражению переводчика Виктора Суходрева, работавшего с Брежневым и другими советскими вождями, темой прав человека, «Картер, говоря современным словечком, «доставал» советское руководство… Он выдвинул эту проблему чуть ли не на первый план советско-американского диалога»[2].
С президентством Картера были связаны надежды различных групп диссидентов – религиозных активистов, особенно из числа протестантов, участников движения за выезд евреев из СССР, московских правозащитников. Картер и сотрудники его администрации неоднократно выражали поддержку атакуемым госбезопасностью инакомыслящим (Владимиру Слепаку, Анатолию Щаранскому и др.). В 1977 известный диссидент Владимир Буковский вскоре после своего выдворения из СССР был официально принят президентом в Белом доме.
Международную известность получила переписка американского президента с Андреем Сахаровым. Сахаров отправил Картеру поздравительную телеграмму в связи с его избранием, а 3 января 1977 обратился с просьбой защитить художника-интарсиста Петра Рубана, осужденного за то, что одно из своих произведений он подарил американскому народу к 200-летию независимости США. В своём третьем обращении к президенту США (16 января 1977), Сахаров написал о ситуации в СССР после теракта в московском метро – правозащитники опасались, что власти могут начать пропагандистскую кампанию против ненасильственного инакомыслия, отождествив их с террористами. Такие кампании в советской политической практике часто предвещали волну арестов. Письмо содержало список имён 16 советских политзаключенных. Послание не было передано Картеру лично, но попало на страницы «Нью-Йорк Таймс» и получило широкую огласку. Госдепартамент США выступил с заявлением, предостерегающим советские власти от запугивания Сахарова уголовным преследованием. Личный ответ Картера на письмо был вручен Сахарову в консульстве США в Москве – событие беспрецедентное.
В «Воспоминаниях» (ч. 2, гл. 23) Андрей Сахаров написал: «В практическом проведении администрацией линии на защиту прав человека проявилась…некоторая слабость и непоследовательность. <…> И, тем не менее, оценивая инаугурационное заявление Картера сегодня, мы не можем не видеть его глубокого и непреходящего значения. Впервые глава одной из крупнейших и могущественных стран мира поддержал и подтвердил столь недвусмысленно принцип международной защиты прав человека» [3].
Другим важным направлением советско-американского диалога при Картере были инициативы администрации США по разоружению (договор ОСВ-2, 1979).
Крутой перелом в отношениях двух стран наступил после советского вторжения в Афганистан. Картер резко осудил эту акцию и наложил на СССР чувствительные экономические санкции, США бойкотировали Московскую Олимпиаду 1980. Политика разрядки закончилась, начался период жесточайшей конфронтации между СССР и США, конец которому положила только горбачёвская перестройка.
Одним из важнейших достижений Джимми Картера во внешней политике стало заключение при его посредничестве Кэмп-Дэвидского соглашения (1978), положившего конец серии египетско-израильских войн. В лице египетского государства антиизраильская коалиция потеряла самого сильного из своих участников, а США приобрели союзника в арабском мире; военно-политическая ситуация на Ближнем Востоке заметно изменилась к лучшему.
Тяжёлым испытанием для Картера-политика стала Исламская революция в Иране, сопровождавшаяся захватом 4 ноября 1979 в заложники шестидесяти шести граждан США. (До начала революции администрации Картера удалось принудить ориентировавшегося на США шаха Пехлеви уменьшить репрессии против оппозиции, но сдержать антисекулярный и антизападный взрыв не удалось). Все попытки картеровской администрации добиться освобождения заложников (включая неудавшийся военный рейд) оказались безуспешны.
Ситуация с заложниками дополнительно ухудшила и без того пошатнувшуюся репутацию Картера в стране. В 1979, согласно опросам, 2/3 американцев не одобряли действия президента. Многие предвыборные намерения Картера не были осуществлены в силу неблагоприятной экономической конъюнктуры. Так, безработица и инфляция не только не уменьшились, но возросли. США не преодолели экономического спада, связанного с нефтяным кризисом. Федеральный аппарат управления и военные расходы также увеличились, а не уменьшились.
На президентских выборах 1980 Картер сумел обойти своего соперника-демократа Эдварда Кеннеди, но проиграл республиканцу Рональду Рейгану.
И все же Картеру в его президентство удалось значительно повлиять если не на структуру, то на стиль государственного управления. Во все ветви власти были введены в значительном числе представители этнических меньшинств (латино- и афроамериканцы) и женщины. Единственный в истории США президент-южанин вообще немало сделал для увеличения роли афроамериканцев в общественной и политической жизни страны. Большое моральное и политическое значение имело амнистирование уклонившихся от призыва во Вьетнам.
Покинув президентский пост, Джимми Картер не ушел из политики, но полностью посвятил себя миротворческой и гуманитарной деятельности. В 1982 им был основан The Carter Center, деятельность которого направлена на поддержание демократии и прав человека во всём мире. Центр работал в 65 странах. Его основатель лично совершил бесчисленное количество миротворческих поездок по всему миру (Африка, Передняя Азия, Карибский регион, Северная Корея), за что получил от журналистов прозвище «президент-путешественник». Картер повсеместно выступает за ненасильственное разрешение политических, этнических и религиозных конфликтов.
В 2002 стал лауреатом Нобелевской премии мира с формулировкой «за усилия по мирному улаживанию конфликтов во всём мире и борьбу за права человека».
Картер активно участвует в деятельности гуманитарной организации Habitat for Humanity International, занятой строительством жилья для бездомных.
В 2006 вместе с другим экс-президентом Биллом Клитоном основал новое массовое баптистское объединение (New Baptist Covenant). Преподает в воскресной школе и в сане диакона совершает службы в баптистской церкви в своем родном г. Плэйнс.
Перу политика принадлежит более двух десятков книг – не только нон-фикшн, но также стихи и исторический роман «Осиное гнездо» (2003), посвященное перипетиям Войны за независимость на Юге – в Джорджии и обеих Каролинах.
Еще на страницах «Why not the best?» многообразие своих занятий и социальных ролей Картер рассматривал как естественное проявление личных склонностей в свободном, открытом обществе: «Я южанин и американец. Я фермер, инженер, отец и муж, христианин, политик… специалист по планированию и бизнесмен, физик-атомщик, офицер военно-морских сил, любитель каноэ, а также поклонник певца Боба Дилана [4] и поэта Дилана Томаса [5]… Мы, американцы, гордимся таким индивидуализмом…».
Дмитрий Ермольцев
[1] Здесь и далее прямые высказывания Картера цитируются по его предвыборной автобиографии «Why not the best?», пиратское издание которой было осуществлено советским издательством «Прогресс» в 1977 для рассылки по «специальному списку».
[2] Суходрев В.М. Язык мой – друг мой. – М.: Тончу, 2008. С.404.
[3] Цит. по: http://www.ihst.ru/projects/sohist/memory/sakhmem/2-23.htm
[4] Дилан Боб (наст. имя Роберт Циммерман) (р. 1941). Легендарный американский музыкант, работал в жанрах блюз, фолк, кантри, фолк-рок. Автор песен социального протеста, одна из знаковых фигур молодежного движения 1960-х – 1970-х.
[5] Дилан Томас (1914–1953), английский поэт. Поэтика Дилана сложна, метафорична и метафизична, имеет фольклорно-мифологические корни. Уже при жизни Дилана ставили в один ряд с Йейтсом и Элиотом. В память поэта избрал свой псевдоним Боб Дилан.