Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом
Человек в истории.
Россия — ХХ век
Один из самых крупных захватов заложников в истории России произошел двадцать четыре года назад. 14 июня 1995 года в город Будённовск Ставропольского края въехали три КамАза и одна «шестерка», переоборудованная под милицейский автомобиль. В них находились около двухсот боевиков под руководством чеченского террориста Шамиля Басаева. Машины беспрепятственно проехали больше пятидесяти блокпостов, впервые их попытались остановить только на въезде в Будённовск. Боевики расстреляли патрульных и захватили здание РОВД, а потом выдвинулись в сторону местной больницы. По пути они брали пленных, а тех, кто не повиновался — расстреливали.
Пять дней в здании больницы удерживали более полутора тысяч человек. В первый же день больницу заминировали и расстреляли пять человек перед главным корпусом больницы для устрашения других заложников.
15 июня в город прибыли спецподразделения «Альфа», «Витязь» и «Русь», больницу окружила бронетехника. Под угрозой расстрела заложников Шамиль Басаев потребовал привести в больницу российских и зарубежных журналистов, передав через них требование начать переговоры президента РФ Бориса Ельцина с лидером непризнанной Чеченской Республики Ичкерия Джохаром Дудаевым. Представители СМИ затем были отпущены.
16 июня в переговоры с террористами вступил глава УВД Ставропольского края Виктор Медведицкий. Министр обороны РФ Павел Грачев заявил о необходимости штурма больницы.
17 июня около 5 часов утра спецподразделения предприняли попытку штурма здания больницы, оказавшуюся неудачной. Несмотря на то что удалось освободить 61 заложника, в результате четырехчасового боя было убито много военнослужащих и заложников, так как террористы использовали женщин, детей и стариков в качестве «живого щита».
После провала штурма председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ Сергей Адамович Ковлев получил полномочия от премьер-министра РФ Виктора Черномырдина на ведение переговоров с Шамилем Басаевым. «Группа Ковалева», в которую входили депутаты Валерий Борщев, Виктор Курочкин, Михаил Молоствов, Александр Осовцов, Юлий Рыбаков и помощник Ковалева, представитель «Мемориала» Олег Орлов, по собственной инициативе прибыла в Буденновск днем ранее, 16 июня.
«Ранним утром 18 июня Сергей Ковалев и члены его группы с согласия обеих противостоявших сторон зашли в больницу и начали переговоры об условиях освобождения заложников с Шамилем Басаевым. В течение двух часов удалось убедить Басаева отказаться от заведомо невыполнимого условия, — немедленного вывода российских войск из южных районов Чечни, — и согласовать основные положения договоренности об освобождении заложников. Затем при посредничестве Ковалева был организован телефонный разговор Виктора Черномырдина и Шамиля Басаева, которые договорились об окончательных условиях освобождения заложников: о прекращение военных действий на территории Чечни, и о последующем решении всех спорных вопросов путем переговоров», — рассказывает Олег Орлов.
В полночь российские войска в Чечне прекратили боевые действия. Также по итогам переговоров террористам были предоставлены автобусы для отъезда в Чечню с оставшимися заложниками.
19 июня из Буденновска в Чечню выдвинулась колонна из шести автобусов с 73 террористами и 123 заложниками. К ним присоединилась «группы Ковалева» и несколько журналистов. Утром 20 июня автобусы достигли аула Зандак на территории Чечни, где участники бандформирования отпустили заложников и скрылись. По условиям договоренности, федеральные силы их не преследовали.
Всего, согласно данным ФСБ по Ставропольскому краю, в результате теракта 129 человек, 317 человек получили ранения, 43 ребенка побывали в заложниках или потеряли родителей. В ходе штурма больницы было убито 16 боевиков.
По теме:
Спецпроект «23» на сайте Такие дела – о том, как трагедию в Будденовске вспоминают сегодня.
Обратно в кошмар. Буденновск глазами участников событий 1995 года / Аргументы и Факты
Теракт в Буденновске: 20 лет спустя» / ТАСС
Буденновск. Люди. Память / Русский репортёр
Освобождение заложников в Будённовске: Документы / Эхо Москвы