Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Столетие Бориса Слуцкого

Сто лет назад, 7 мая 1919 года, родился советский поэт Борис Слуцкий.

Проведя детство в Восточной Украине, Слуцкий в 18 лет переехал в Москву. В столице он учился одновременно на юриста (в МЮИ) и на поэта (в Литинституте им. Горького). Сочинение стихов достаточно быстро стало главным делом: Слуцкий посещал один поэтический семинар с П. Коганом, М. Кульчицким, С. Наровчатовым и Д. Самойловым (последний в известном стихотворении «Перебирая наши даты…» писал об этой компании так: «Я вспоминаю Павла, Мишу, / Илью, Бориса, Николая <…> Они шумели буйным лесом, / В них были вера и доверье. / А их повыбило железом, / И леса нет — одни деревья…»). В марте 1941 года стихи Слуцкого впервые появились в журнале. А через три месяца началась война.

Закончив в самом конце июня Литинститут, молодой поэт отправился на фронт — и замолчал. За четыре долгих года войны у него появилось совсем немного стихотворений. Хотя Слуцкий служил политработником, но участвовал в сражениях и был тяжело ранен. Военный опыт, не вылившийся в стихи тогда, проник в них после: это и «Ордена теперь никто не носит…», и «Хуже всех на фронте пехоте…», и, конечно, «Сороковой год», и «Когда мы вернулись с войны…», и «Как убивали мою бабку» и многие другие важные для того времени тексты.

Однако возвращение в литературный мир было не самым лёгким. Только благодаря статье проводника Оттепели И. Эренбурга о Слуцком узнали. Только во второй половине 1950-х годов выйдет первая его книга, а сам он будет принят в Союз писателей. Через год после вступления в СП Слуцкий примет участие в травле Б. Пастернака, которому присудили Нобелевскую премию по литературе. За это он будет себя винить всю жизнь. Если верить воспоминаниям Евгения Рейна, знакомство с молодой звездой — И. Бродским — заслуженный поэт Слуцкий начал словами: «Перед тем, как мы начнем разговаривать, я сразу хочу сказать, что я был тогда на трибуне всего две с половиной минуты».

Последние материалы