Роберт Эдельман. Серьёзная забава: История зрелищного спорта в СССР
Эдельман Р. Серьёзная забава: История зрелищного спорта в СССР. М.: Советский спорт; АИРО-XXI, 2008. – 400 с.
Книга «Серьёзная забава: история зрелищного спорта в СССР» была закончена в 1990-м году, избежав, однако, судьбы многих ещё советских книг, выходивших в то время, мгновенно потерявших актуальность вместе со сменой политической конъюнктуры. Вероятно, её автор, не находящийся, в отличие от своих коллег из Восточного блока, в культурной изоляции, сумел преодолеть некоторое давление традиции советских исследовательских работ «о спорте».
Задачей Эдельмана было заглянуть за внешний фасад советского спортивного могущества, и постараться разглядеть в «зрелищном» (футбол, хоккей, баскетбол) спорте те черты, которые, в противоположность спорту «олимпийскому», позволяли говорить о нём как о специфически свободной стороне жизни в несвободном государстве.
Стартовые позиции Эдельмана как исследователя сами по себе заслуживают внимания. Он американец, в течение четверти века бывавший в Советском Союзе в основном «наездами», собирающий информацию для книги об истории советского спорта. Спорт в СССР во многом своеобразен, сходств и различий с американским в нём едва ли не поровну, а потому Эдельману приходится преодолевать многочисленные культурные барьеры, чтобы осмыслить разницу и не упустить из виду сходства.
Избрав социологический подход, Эдельман посвящает большую часть своего исследования главам о понимании роли спорта философами и практиками марксизма. «Поскольку в фокусе внимания марксистов всегда был труд, нет ничего удивительного в том, что понимание мира игры им давалось нелегко» (С. 30), что логически связано с более общим вопросом, одним из центральных в книге: «если все формы человеческой деятельности в советском обществе должны были отвечать какой-то цели, то какова тогда была судьба игры, развлечения?» (С. 16)
Согласно Эдельману, судьба зрелищного спорта в СССР – быть «спорной территорией» (С. 43) между властью и обществом. Именно зрелищный спорт (в отличие от спорта олимпийского – совсем не обязательно популярного) способен быть тем полюсом силы, к которому тянутся многие вытесненные эмоции игроков и болельщиков. Эти утверждения становятся основой для ревизионистской позиции исследователя – он противопоставляет свою точку зрения историкам тоталитаризма («фиксируя взгляд лишь на государственных целях, многие обозреватели видели суть советского спорта как оруэлловскую и тоталитарную» (С. 349)) – они, по его мнению, несколько упрощают общую картину советской действительности. «Аудитория зрелищного спорта не желала делить с государством серьёзность его намерений» (С. 55) – а значит налицо «принципиальное несовпадение между целями государственной спортивной системы и интересами советских болельщиков» (С. 14).
В свою очередь, зрительский интерес к спорту формирует два центробежных, отчасти противоположных друг другу движения, он ведёт «к фрагментации и дезорганизации различных подчинённых социальных групп» (С. 49) и «помогает современным обладающим сложной структурой обществам достичь сплочения путём «осознания людьми своей общности»» (С. 36). Зрелищный спорт и люди вокруг него невольно противостоят «двоемыслию», но в то же самое время остаются внутри него, вынужденные принять идеи «любительства», «коллективизма» советского прочтения предпочитаемого ими вида спорта.
В конечном итоге, возможность посвящать свою жизнь этой «пустой трате времени», быть аполитичным, а иногда и противостоять власти – всё это сыграло свою роль в тех самых событиях, которые произошли за полтора года до выхода первого американского издания книги[1].
Список литературы.
1. Прозуменщиков М.Ю. Большой спорт и большая политика. М., 2004. (см. рецензию на эту книгу на «Уроках истории»)
2. Королёв С.А. Ландшафты и тела: ушедшие миры советского спорта //URL http://sergeikorolev.sitecity.ru/ltext_0403202621.phtml?p_ident=ltext_0403202621.p_1103034032
3. Старостин Н.П. Футбол сквозь годы. Звёзды большого футбола. М., 1992.
4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Избранные труды. М., 1997.
5. Хёйзинга Й. Человек играющий. Статьи по истории культуры. М., 2003.