Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
5 октября 2009

Роберт Эдельман. Серьёзная забава: История зрелищного спорта в СССР

Эдельман Р. Серьёзная забава: История зрелищного спорта в СССР. М.: Советский спорт; АИРО-XXI, 2008. – 400 с.

Книга «Серьёзная забава: история зрелищного спорта в СССР» была закончена в 1990-м году, избежав, однако, судьбы многих ещё советских книг, выходивших в то время, мгновенно потерявших актуальность вместе со сменой политической конъюнктуры. Вероятно, её автор, не находящийся, в отличие от своих коллег из Восточного блока, в культурной изоляции, сумел преодолеть некоторое давление традиции советских исследовательских работ «о спорте».

Задачей Эдельмана было заглянуть за внешний фасад советского спортивного могущества, и постараться разглядеть в «зрелищном» (футбол, хоккей, баскетбол) спорте те черты, которые, в противоположность спорту «олимпийскому», позволяли говорить о нём как о специфически свободной стороне жизни в несвободном государстве.

Стартовые позиции Эдельмана как исследователя сами по себе заслуживают внимания. Он американец, в течение четверти века бывавший в Советском Союзе в основном «наездами», собирающий информацию для книги об истории советского спорта. Спорт в СССР во многом своеобразен, сходств и различий с американским в нём едва ли не поровну, а потому Эдельману приходится преодолевать многочисленные культурные барьеры, чтобы осмыслить разницу и не упустить из виду сходства.

Избрав социологический подход, Эдельман посвящает большую часть своего исследования главам о понимании роли спорта философами и практиками марксизма. «Поскольку в фокусе внимания марксистов всегда был труд, нет ничего удивительного в том, что понимание мира игры им давалось нелегко» (С. 30), что логически связано с более общим вопросом, одним из центральных в книге: «если все формы человеческой деятельности в советском обществе должны были отвечать какой-то цели, то какова тогда была судьба игры, развлечения?» (С. 16)

Согласно Эдельману, судьба зрелищного спорта в СССР – быть «спорной территорией» (С. 43) между властью и обществом. Именно зрелищный спорт (в отличие от спорта олимпийского – совсем не обязательно популярного) способен быть тем полюсом силы, к которому тянутся многие вытесненные эмоции игроков и болельщиков. Эти утверждения становятся основой для ревизионистской позиции исследователя – он противопоставляет свою точку зрения историкам тоталитаризма («фиксируя взгляд лишь на государственных целях, многие обозреватели видели суть советского спорта как оруэлловскую и тоталитарную» (С. 349)) – они, по его мнению, несколько упрощают общую картину советской действительности. «Аудитория зрелищного спорта не желала делить с государством серьёзность его намерений» (С. 55) – а значит налицо «принципиальное несовпадение между целями государственной спортивной системы и интересами советских болельщиков» (С. 14).

В свою очередь, зрительский интерес к спорту формирует два центробежных, отчасти противоположных друг другу движения, он ведёт «к фрагментации и дезорганизации различных подчинённых социальных групп» (С. 49) и «помогает современным обладающим сложной структурой обществам достичь сплочения путём «осознания людьми своей общности»» (С. 36). Зрелищный спорт и люди вокруг него невольно противостоят «двоемыслию», но в то же самое время остаются внутри него, вынужденные принять идеи «любительства», «коллективизма» советского прочтения предпочитаемого ими вида спорта.

В конечном итоге, возможность посвящать свою жизнь этой «пустой трате времени», быть аполитичным, а иногда и противостоять власти – всё это сыграло свою роль в тех самых событиях, которые произошли за полтора года до выхода первого американского издания книги[1].

 

Список литературы.

1. Прозуменщиков М.Ю. Большой спорт и большая политика. М., 2004. (см. рецензию на эту книгу на «Уроках истории»)

2. Королёв С.А. Ландшафты и тела: ушедшие миры советского спорта //URL http://sergeikorolev.sitecity.ru/ltext_0403202621.phtml?p_ident=ltext_0403202621.p_1103034032

3. Старостин Н.П. Футбол сквозь годы. Звёзды большого футбола. М., 1992.

4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Избранные труды. М., 1997.

5. Хёйзинга Й. Человек играющий. Статьи по истории культуры. М., 2003.

 

Сергей Бондаренко


[1] Edelman R. Serious Fun: A History Of Spectator Sports in the USSR. NY., 1993.

 

5 октября 2009
Роберт Эдельман. Серьёзная забава: История зрелищного спорта в СССР

Похожие материалы

14 мая 2018
14 мая 2018
Гузель Яхина в интервью УИ рассказывает о своей новой книге «Дети мои»: о немцах Поволжья, семейных историях, и как фигура Сталина определила хронотоп романа.
14 мая 2013
14 мая 2013
27 марта 2013 г. состоялась встреча историка Никиты Петрова с магистрантами «Шанинки». Главный вопрос, интересовавший как самого Никиту Петрова, так и студентов — имеет ли историк право на осуждение эпохи, которую он исследует, и людей, о судьбах которых он пишет: пристрастность и моральная оценка vs беспристрастность и безоценочность. Ниже публикуются фрагменты этой беседы.
28 октября 2014
28 октября 2014
В начале 70-х годов австрийский философ Иван Иллич предложил освободить общество от школьного образования, которое является ни чем иным как «рекламным агентством, заставляющим вас поверить, что вы нуждаетесь именно в том обществе, которое существует».
28 июня 2012
28 июня 2012
О роли футбола в лагерной жизни подробно писал Николай Старостин. Ему принадлежит известная формула о том, что эта игра была «средством выживания» в ГУЛАГе. Бывшие профессиональные футболисты, каким был он сам и какими были его братья, или даже близкий родственник известного футболиста, каким был Лев Нетто – могли выжить в лагере за счёт своей причастности к игре, чья популярность имела значение и по ту сторону проволоки. Но лагерный футбол Старостиных – лишь часть общей картины.

Последние материалы