Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
3 мая 2009

Н. Горбаневская «Полдень»

«Воскресенье, 25 августа 1968 года.

Полдень. Красная площадь заполнена провинциалами, интуристами. Милиция, отпускные солдаты, экскурсии. Жарко, полплощади отгорожена и пуста, кроме хвоста к Мавзолею. Перед боем часов в 12.00 разводится караул у Мавзолея: толпы любопытных, мальчишек бегут, глазея туда и обратно — к Спасским воротам. Часы бьют. Из Спасских выскакивает и мимо ГУМа по улице проносится черная «Волга». В этот момент у Лобного места, где народу довольно много – стоят, сидят, рассматривают Василия Блаженного, — садятся восемь человек и разворачивают плакаты.

«Воскресенье, 25 августа 1968 года.

Полдень. Красная площадь заполнена провинциалами, интуристами. Милиция, отпускные солдаты, экскурсии. Жарко, полплощади отгорожена и пуста, кроме хвоста к Мавзолею. Перед боем часов в 12.00 разводится караул у Мавзолея: толпы любопытных, мальчишек бегут, глазея туда и обратно — к Спасским воротам. Часы бьют. Из Спасских выскакивает и мимо ГУМа по улице проносится черная «Волга». В этот момент у Лобного места, где народу довольно много – стоят, сидят, рассматривают Василия Блаженного, — садятся восемь человек и разворачивают плакаты. На одном из них метров с тридцати можно прочесть «Прекратить советское вмешательство в Чехословакию». На другом – «За вашу и нашу свободу». Через несколько секунд к сидящим со всех ног бросаются бежать около десятка человек с разных ближайших к месту точек на площади. Первое, что они делают, вырывают, рвут и комкают плакаты, ломают маленький чешский флаг. Ликвидировав плакаты, подбежавшие бьют сидящих в лицо, по голове. Сбегается толпа. Базарное любопытство к скандалу, вопросы друг к другу: «Что произошло?». Среди толпы, окруженные первыми подбежавшими, сидят несколько обычно одетых людей, лет по тридцать-сорок. Две женщины – молодая в очках и постарше, с проседью. В детской коляске спит младенец нескольких месяцев на вид. На Спасской башне часы показывают 12.22.»


Так, 25 августа 1968 года жизнь Натальи Горбаневской, Павла Литвинова, Ларисы Богораз, Вадима Делоне, Константина Бабицкого, Виктора Файнберга и Владимира Дремлюги пошла совсем по-другому. Участники мирной демонстрации 1968 года против вторжения советских войск в Чехословакию заплатили высокую цену за выражение своей свободы. Книга, написанная через несколько лет после демонстрации, была издана на нескольких языках. В ней автор говорит о личной ответственности каждого человека перед произволом власти и о том, как можно именем миллионов граждан своей страны творить зло.

«Для западного общественного мнения, как я понимаю, наша демонстрация стала наиболее чистым, наиболее сосредоточенным проявлением всего лучшего, основного в характере нарождавшегося тогда правозащитного движения. Были уже и до того демонстрации  — в основном в защиту арестованных по политическим обвинениям (декабрь 1965, январь 1967). Но для постороннего глаза дело все-таки выглядело так, что защищают «своих» — друзей или, в конце концов, просто соотечественников. Демонстрация против вторжения советских войск в Чехословакию, основным лозунгом которой стало «За вашу и нашу свободу», была воспринята как нечто особенно бескорыстное: свободой жертвовали в защиту «чужих».

Уточняя, скажу, что здесь есть известное недоразумение, точнее – лишь половина правды: не такой уж «бескорыстной» была наша демонстрация. Мы защищали все-таки и самих себя, защищали от неизбежного – в случае молчания – чувства соучастия в преступлении. Недаром и лозунг, взятый из прошлого века, звучал: «За вашу и нашу свободу».

Самое поразительное, что этой нашей свободы мы достигли, пережили ее, испытали в то короткое время, что пробыли на Красной площади. И тут опять процесс, выступления на нем пяти подсудимых помогли читателям самиздата почувствовать пережитое нами ощущение свободы; а значит – понять еще одну простую истину: можно стать свободным и в тот момент, когда теряешь свободу и идешь в тюрьму».

Наталья Горбаневская, Полдень. Издательство: Новое издательство, 2007 г. Серия: Свободный человек

Фрагменты из книги:

http://magazines.russ.ru/ural/2005/6/go7.html

См. также:

http://www.bolero.ru/books/9785983790919.html?terms=%E3%EE%F0%E1%E0%ED%E5%E2%F1%EA%E0%FF

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3622868/

3 мая 2009
Н. Горбаневская «Полдень»

Похожие материалы

5 июня 2009
5 июня 2009
Московская Хельсинкская группа (Общественная группа содействия выполнению хельсинкских соглашений в СССР, «Московская группа «Хельсинки»», МХГ) – диссидентская правозащитная организация 1970-х, единственная из них, возродившаяся в позднесоветскую эпоху и существующая в России до сих пор (2009).
29 февраля 2012
29 февраля 2012
Автор «Уроков истории» Дмитрий Ермольцев о личности Вацлава Гавела, его жизненном и политическом пути.
4 июля 2013
4 июля 2013
Интервью с А.П. Лавутом – о диссидентском движении, Инициативной группе, Хронике текущих событий.
16 июля 2015
16 июля 2015
Вторая часть нашего списка важнейших книг о ГУЛАГе и репрессиях. В этой части, по-прежнему не претендующей на полноту, - книги, опубликованные с 1985 по 2000 гг.

Последние материалы