Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой

Фото дня

 
Политический митинг 1965 г. в Москве
Белая книга: сборник документов по делу А. Синявского и Ю. Даниэля.

5 декабря 1965 года – один из важнейших дней в истории диссидентского движения. Тогда состоялся первый после Второй мировой войны политический митинг. Его участники требовали гласности суда над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, обвиненными в антисоветской агитации за публикации за границей. Один из главных лозунгов этой демонстрации – «Уважайте советскую конституцию!». Именно 5 декабря в СССР отмечался День конституции.

О готовящемся митинге было достаточно широко известно (особенно в студенческой среде, в первую очередь – на филологическом факультете МГУ), поэтому организаторы боялись превентивных мер. Так, идейный вдохновитель и организатор акции А. Есенин-Вольпин, чтобы его не задержали, был доставлен на Пушкинскую площадь на инвалидной машине.

На площадь вышли примерно 200 человек, большое количество людей наблюдало за происходящим со стороны. Участница митинга Л. Поликовская вспоминала:

«Народу было много. Я увидела множество знакомых лиц и по факультету, и по кафе “Артистическое”, и по “Маяку”, среди них и тех, кого вовсе не ожидала здесь увидеть, — казалось, они зареклись когда-нибудь еще выходить на площадь. Но, конечно, было много и совершенно незнакомых. <…> Переодетые кагэбэшники, конечно, были, и мы понимали, что они есть, но, опять-таки, не думали об этом».

Арестованы в тот вечер были больше 20 человек, около 40 в итоге были отчислено из учебных заведений, но собрания 5 декабря на Пушкинской площади стали традицией. В. Буковский пишет об этом так:

«Несколько десятков человек, собравшись там к шести часам вечера, просто сняли шапки и молча простояли минут пять. Так решили собираться каждый год, чтобы почтить память жертв произвола».

Спустя два десятилетия гласность, которой требовали собравшиеся в 1965 году на Пушкинской площади диссиденты, стала одним из лозунгов Перестройки.

Последние материалы