Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой

Фото дня

 
100-летие убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург

Два ярчайших революционера, основатели Коммунистической партии Германии, чьи имена в Советском Союзе были знакомы даже детям, Карл Либкнехт и Роза Люксембург  были выдающимися личностями, как мы сказали бы сегодня, политическими активистами, посвятившими свои жизни преобразованию общества. Они прожили поразительную жизнь, их смерть была трагичной.

Они создали «Союз Спартака» – союз радикальных немецких левых революционеров, но «радикализм» этот не рифмовался с терроризмом и не приветствовал милитаризм . Тогдашняя Германия была радикальнее и непримиримее своих революционеров -  за брошюру «Милитаризм и антимилитаризм» Либкнехт был приговорен за «государственную измену» к полутора годам заключения (вообще, значительную часть жизни оба они провели в заключении). То, что проповедовали Либкнехт и Люксембург  было скорее радикальным идеализмом, интернационализмом, мечтой о социальной справедливости и братстве народов.

Помимо политической деятельности,  оба они были яркими публицистами (писали статьи о политической борьбе, социал-демократии, современному читателю все это чрезвычайно интересно поиском языка социальной справедливости). Роза Люксембург была и серьезным философом-экономистом, развивавшим идеи марксизма (вспомним ее серьезную работу «Становление капитала»).

Интересно, что несмотря на воспевание Либкнехта и Люксембург в Советском союзе, сами они Ленина и русскую революцию 1917 г. не поддерживали. Особенно Роза Люксембург, Либкнехт Октябрьскую революцию все же приветствовал и призывал немецких солдат сложить оружие в Первой мировой для поддержки русской революции. А Люксембург в статье «Русская революция. Критическая оценка слабости» писала:

«С подавлением свободной политической жизни во всей стране жизнь и в Советах неизбежно всё более и более замирает. Без свободных выборов, без неограниченной свободы печати и собраний, без свободной борьбы мнений жизнь отмирает во всех общественных учреждениях, становится только подобием жизни, при котором только бюрократия остаётся действующим элементом… Господствует и управляет несколько десятков энергичных и опытных партийных руководителей. Среди них действительно руководит только дюжина наиболее выдающихся людей и только отборная часть рабочего класса время от времени собирается на собрания для того, чтобы аплодировать речам вождей и единогласно одобрять предлагаемые резолюции. Таким образом — это диктатура клики, несомненная диктатура, но не пролетариата, а кучки политиканов».

И все же оба, и Либкнехт, и Люксембург отрицали авторитаризм и политическую диктатуру и видели возможным развитие идей социал-демократии только в демократическом обществе. Они выступали за демократические выборы, защиту прав и свобод, видели опору коммунистического движения в системе Советов.

То, что именно Люксембург и Цеткин стали основательницами международного женского дня, тоже совершенно не случайно. Благодаря их работе, их высказываниям и неустанной борьбе, женщины всего мира постепенно обрели реальные политические права с мужчинами и продолжают бороться за социальное и культурное равноправие.

По теме:

Фильм «Роза Люксембург» / Die Geduld der Rosa Luxemburg. Реж. Маргаретте фон Тротта

«История в лицах» Николай Сванидзе и Ирина Прохорова. Выпуск о Розе Люксембург // Радио «Серебряный дождь»

Михаэль Бри «Открыть Розу Люксембург снова». Предисловие к книге // Фонд Розы Люксембург

Последние материалы