Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
21 ноября 2015

«Крутые повороты судьбы»

методичка Л. Тарасенко
Иллюстрация из методической разработки Людмилы Тарасенко

Методическая разработка Людмилы Тарасенко из Астрахани «Крутые повороты судьбы» стала одной из работ-победительниц нашего недавнего конкурса для учителей «Люди на обочине войны». «Уроки истории» публикуют работу в сокращённом виде – полностью её можно скачать по ссылкам в конце материала. 

 

Урок, который я разработала, можно считать как самостоятельным, так и вводным к такому малоизучаемому блоку о ВОВ как «Люди на обочине войны».

Он должен носить форму размышлений, поэтому интегрированный урок здесь очень уместен, он поможет учащимся 9х или 11х классов взглянуть на проблему с разных сторон (истории и художественной литературы), будет большим подспорьем в написании итогового сочинения по литературе.

Урок начинается не с объявления темы, а с «погружения» в нее, дети очень мало знают о другой стороне жизни на войне, поэтому материал преподносится небольшими частями, с привлечением примеров из жизни астраханцев. И лишь только в конце урока учащимся дается домашнее задание с самостоятельными ответами на вопрос.

 

Цели и задачи:

– познакомить учащихся с «белыми пятнами» нашей истории, используя различные источники: художественные произведения, воспоминания, документы, интервью.

– развивать навыки рефлексии, коммуникативные умения.

 

Ход урока

Учитель:

Война… Когда я слышу это слово, в моем воображении возникают самые разные «картины»: летящие самолеты, голос Левитана, мелодия песни «Вставай, страна огромная»…

– А вы что себе представляете, когда слышите это слово?

(Ответы учащихся)

В начале урока я хочу познакомить вас с романом ирландского писателя Джона Бойна (умышленно не говорю название). Книга вышла в 2006 году.

(Учитель пересказывает содержание, но при этом задает учащимся вопросы, таким образом постоянно держит учеников в напряжении)

… Немецкий мальчик по имени Бруно живет беззаботной жизнью в пятиэтажном доме в Берлине, вместе со своей семьей и друзьями. Но однажды Бруно вернулся из школы и обнаружил, что горничная Мария складывает вещи в чемодан, так как семья переезжает на новое местожительство в Аж-Высь. Отца перевели на новое место службы. Но новое место Бруно не нравится, он хочет играть, но не с кем. Тогда он отправляется исследовать территорию, которая виднеется из окна, где люди ходили в одинаковых полосатых пижамах.

– Как вы думаете, почему люди, которых увидел Бруно, ходили в одинаковых одеждах, что это за место?

 

Учитель продолжает.

Там он встретил своего нового друга – еврейского мальчика, по имени Шмуэль. Вскоре оказалось, что мальчики родились в один день и год, и, как казалось Бруно, у них много общего. Да тут еще у Бруно и у сестры обнаружили вши, и его обрили наголо. Теперь он еще больше стал похож на Шмуэля.

Но шло время. Родители стали собираться обратно в Берлин. Бруно пришел тайно повидаться с другом и сообщить ему новость. Но Шмуэля не было в условленном месте. Только на третий день друзьям удалось встретиться, и Шмуэль сказал Бруно, что его отец пропал. Тогда Бруно предложил свою помощь в розыске отца. Но вот незадача: одежда Бруно отличается от одежды Шмуэля. Выход был найден. Шмуэль приносит другу такую же одежду. В назначенный час следующего дня их встреча состоялась. Бруно переоделся в одежду, принесенную Шмуэлем, а свой плащ и рубашку положил на землю как можно аккуратней. И вот он уже в лагере. Не успел Бруно осмотреться как толпа вынесла мальчиков к каким-то ступенькам, и за ними закрылись плотные двери. Бруно взял тоненькую руку Шмуэля и крепко пожал ее: – Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный друг на всю жизнь.

– Как вы думаете, что же произошло дальше?

(Ответы учащихся)

Учитель, если нужно, направляет ответы в нужное русло и заканчивает рассказ.

… Они попали вместе с другими в газовую камеру. А родители, когда нашли вещи Бруно, догадались, что с ним произошло.

– Как вы думаете, что хотел сказать читателям автор романа?

– Могли бы вы дать название этому произведению?

После предложенных названий учитель сообщает, что роман называется «Мальчик в полосатой пижаме»

Далее учитель предлагает познакомиться с романом дома и выводит их на тему урока: «Крутые повороты судьбы».

“Хотя в Астрахани немцев не было и боевые действия проходили от нас сравнительно далеко, нам удалось найти человека, астраханца, отец которого то ли был на войне, то ли не был…

Вот что рассказал Беглов Геннадий Измайлович о своем отце:

«Мой отец Беглов Измаил Захарович родился в 1902 году в Астрахани. До войны работал кузнецом, знал наизусть Коран на арабском языке, был очень набожным человеком.

24 августа 1941 года пошел на фронт. Попал служить в 789 стрелковый полк противотанковой батареи Сталинградского фронта в качестве рядового. Под Харьковом был ранен в плечо и направлен в госпиталь. В январе 1942 года вернулся в строй. А 30 июня 1942 года в районе города Корач курской области попал в плен. Был в нескольких лагерях в Украине, Польше, Германии. 8 мая 1945 года освобожден Советскими войсками.

– Почему и как люди попадали в плен?

– Всегда ли это от них зависело?

(Ответы учащихся)

Учитель.

Сталин как-то заметил: «У нас нет пленных, а есть изменники Родины». В приказе № 270, подписанным Сталиным 16 августа 1941 года говорилось: «Командиров и политработников, во время боя сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину».

– Как вы это прокомментируете?

 

Учитель продолжает:

В одном из лагерей на территории Германии отец встретился с земляками. Казалось бы, какая радость: земляк! Но когда он присмотрелся к земляку, то понял, что он не такой как все: и выглядит «полни», и всегда чистый, и все из-за угла за всеми наблюдает.

Оказалось, что земляк сотрудничал с немцами, обо всех им докладывал. И в первую очередь об отце, так как вокруг него всегда были люди, особенно мусульмане, с которыми он вместе молился, читал наизусть Коран, делился «куском хлеба», если его так можно назвать в лагерных условиях.

После освобождения отца направили в Донбасс на восстановление шахт. Там он проработал 2 года и вернулся в Астрахань. Женился, родился я.

Но тут случилось то, что, наверное, должно было произойти. Идет как-то отец с работы и встречает своего земляка. Вот так встреча! Поговорили ни о чем, а через 3 дня отца забрали, отправили в Магадан, в поселок Усть-Нера. С 1948 по 1955 год сидел отец в лагере. Вернулся домой зимой 1955 года. Продолжил работу на заводе до самой смерти и никогда ничего не рассказывал. Умер отец 5 июля 1973 года. Так и не узнал кто он: изменник Родины или человек, на долю которого выпала такая участь? Реабилитировали отца только через 21 год после смерти, 6 января 1994 года».

Всю правду об отце его сын, Геннадий Измаилович, узнал, когда в 2005 году в Астраханском ФСБ ему показали «Дело отца».

(После небольшой паузы)

Учитель.

Человек и плен.

 

Хочу прочитать вам воспоминания известного врача Николая Ниловича Бурденко:

 

«Картины, которые мне пришлось видеть, превосходят всяческое воображение. Радость при виде освобожденных людей омрачалась тем, что на их лицах было оцепенение. Это обстоятельство заставило задуматься – в чем тут дело? Очевидно, пережитые страдания поставили знак равенства между жизнью и смертью. Я наблюдал этих людей, перевязывал их, эвакуировал – психологический ступор не менялся».

– Как вы думаете, почему это происходило?

Александр Исаевич Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» писал: «… эти несчастные наши воины были трижды преданы коммунистической властью:

– они были отданы в плен бездарным военным руководством без возможности сопротивляться и часто безоружными;

– отвергнув Женевскую конвенцию, советская власть отреклась от них, лишила не только помощи своей, но и международного Красного Креста, какая была у военнопленных всех других национальностей;

– и вдобавок она объявила всех выживших – «изменниками» и судила».

Учитель.

В середине XX века в самом центре Европы возродилось и расцвело откровенное рабство. Из миллионов невольников, свезенных со всей Европы в Германию, подавляющее большинство составляли советские граждане.

«Остарбайтеры» – (то есть «восточные рабочие») так называли своих граждански рабов из СССР. На груди они носили ромбик с тремя буквами: «OST».

Идеологи Третьего Рейха любили рассуждать об огромно культурном значении расизма и о преимуществах, которые он несет с собой народам.

В одной из немецких газет было написано: «Будущая Европа – Европа порядка, безопасности и мирного труда». Повсюду развешивались вот такие плакаты.

 

Война оставила неизгладимый след в сознании миллионов людей, стала для них важнейшим событием личной биографии, разделив жизнь на периоды «до» и «после военных событий». Каждое новое поколение создает собственную «картину войны». Вот и вы уже имеете какое-то представление о ней.

Попробуйте дома ответить на вопрос:

– Почему одни пришли с войны героями, а другие…

А кто они, эти другие?

 

21 ноября 2015
«Крутые повороты судьбы»
методичка Л. Тарасенко

Похожие материалы

14 августа 2014
14 августа 2014
Сокращенный перевод бельгийского методического пособия по преподаванию в школе основ истории и ценностей гражданского общества. Издатель — Специальный Комитет педагогики памяти.
22 ноября 2016
22 ноября 2016
– Вы Юля? – Да, я Юля. – Вставайте, вы арестованы.
13 февраля 2014
13 февраля 2014
9 ноября 2010
9 ноября 2010
Открылся портал о «сером пятне» в истории России XX века – 90-х годах. Объявлен и конкурс для учителей

Последние материалы