Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
11 января 2013

Образ поляков и русских в военном кино обеих стран / Взгляд польского школьника

Кадр из фильма "1920. Варшавская битва". Реж. Ежи Хофман. Фото: www.kultura.banzaj.pl

Данный материал представляет собой видение проблемы польским школьником Марчином Вицковским, который стал финалистом конкурса «Поляки и русские: встречи в ХХ – ХХI вв.» – конкурс организует фонд «Карта» (Варшава).

Кино практически с самого начала своего существования было важнейшей областью искусства. Наиболее зрелищный, наиболее легко воспринимающийся и привлекательный для массового зрителя, кинематограф всегда влиял на его сознание, взгляды и мысли.
Поэтому неудивительно, что очень многое из продукции, появлявшейся на экране, было подчинено политическим, а точнее – пропагандистским требованиям. В работе мы рассмотрим, как поляки изображались в советском, а затем российском кино, и как показывались русские в польских фильмах на протяжении разных исторических периодов.

В советском кино выделяется два разных типа поляков. В соответствии с существующей идеологией, их делили на «этих хороших» и «тех плохих». Хорошие – это, конечно, коммунисты, солдаты Армии Людовой, Войска Польского и деятели ПРП. Плохие – это представители «старого порядка» – солдаты и политики второй Речи Посполитой, довоенной Польши.
Замечательным примером является фильм «Солдаты свободы» 1977 года, снятый Юрием Озеровым. Это была первая советская кинопродукция такого масштаба, созданная совместно со всеми странами Варшавского договора. Руководители СССР (Сталин, Берия и военачальники) изображались здесь так, как в религиозных фильмах изображаются апостолы. Все они – «живые святые»: все, что они делают – правильно и благородно, а каждое их слово заслуживает того, чтобы быть выбито на камне. Тут появляются и многие польские персонажи. Это и коммунисты (Болеслав Берут, Станислав Гомулка, Эдвард Герек и Михал Роля-Жимерский) которые по своей гениальности почти что могут сравниться с советскими товарищами, и участники Варшавского восстания (Тадеуш Бур-Коморовский, Леопольд Окулицкий или Антоний Хрусьцель), которые в этом фильме являются воплощением глупости и отправляют на бессмысленную смерть молодых польских ребят.

Другим творением Озерова был пятисерийный фильм «Освобождение», снятый в 1969 году. Мы не найдём тут  раздумий о человеческой жизни, ее проблемах, а увидим только священную войну с фашизмом. В фильме появляются те самые «единственно верные» поляки – солдаты армии генерала Берлинга, польского коммуниста. Они сражаются и гибнут плечо к плечу с русскими товарищами. Польско-советское братство составляло часть мифа общей коммунистической пропаганды — на деле большинство солдат Берлинга до этого было сослано Сталиным в Сибирь, и воспоминания об этом в конце 1960-х все еще были очень болезненны.

Польского зрителя должна была тронуть последняя сцена третьей серии, когда маршал Рокоссовский на берегу Буга говорит Берлингу «Товарищ, возвращайтесь в Польшу!» Конечно, мы не увидим здесь ни малейшего упоминания о том, что довоенная граница Польши проходила на триста километров восточнее.

Также нужно вспомнить, что в советском кинематографе играли многие польские актеры – например, Ян Энглерт, Даниэль Ольбрыхский, Франтишек Печка и Барбара Брыльска.

Польский вопрос в российском кино получает новое звучание с 1991 года. Стоит вспомнить о кинопродукции, которая уже считается культовой: «В августе 44-го…», фильм, снятый Михаилом Пташуком в 2001 году. Этот фильм демонстрирует срез польского общества в 1944 году через его отношение к наступлению Красной Армии. В нем появляются как герои, довольные этому наступлению, так и противящиеся ему, в том числе участвующие в вооруженном сопротивлении. Кроме того, появляется образ Казимира, колаборанта, сотрудничающего с немцами. Этому фильму свойственна внешняя художественная объективность, события в нем показываются непредвзято, без указания, какой персонаж заслуживает симпатии, а какой – нет.

Обратимся к польскому кинематографу. В период ПНР он следовал тому же курсу, что и советский, а после 1989 года – противоположному. Коммунистическая пропаганда в фильмах о Второй мировой войне представляла союз с СССР как единственную верную дорогу Польши к обретению независимости. Культовый в своем роде сериал «Четыре танкиста и собака», снятый в 1966-1970 годах, был манифестом официальной польско-советской дружбы. Это рассказ о наступлении 1994-45 годов, в котором Красная армия и Войско Польское плечом к плечу сражаются с общим врагом. Война тут изображается как огромное веселое приключение, и несмотря на многочисленные патетические диалоги, фильм не перестает быть комедией. Этот сериал – фонтан баек и всяческого вздора, но, не смотря на это, его охотно продолжают смотреть в Польше, в основном – ностальгирующие пожилые люди.

 

Ситуация кардинально изменилась после 1989 года. Несколько лет назад очень громким фильмом в Польше стала «Малая Москва», снятая Вальдемаром Кшыстеком в 2008 году. В нем рассказывается об истории большой любви между польским солдатом и русской женщиной, женой советского офицера. Несмотря на то, что этот фильм не лишен стереотипов, в нем достаточно смело поднимаются темы взаимных предубеждений, и подчеркивается важность вневременных ценностей – любви, сильнейшей, чем бесчеловечный политический режим.

Относительно недавно в польском кинематографе была затронута тема Советско-польской войны 1920-го года. Первый польский фильм об этом конфликте, точнее – тринадцатисерийный сериал, появился на польских телеэкранах весной 2011 года. В нем рассказывалась история трех друзей, поляков с территорий Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. Они познакомились в конце Первой мировой войны, а потом вместе сражались против большевиков. Другая важная сюжетная линия – это драма девушки, изнасилованной большевиками, которая вступает в Войско Польское, чтобы на фронте найти своего обидчика. Сериал без обиняков показывает большевистские преступления, но не ограничивается только обвинениями исторического врага. Сценаристы тщательно разработали характеры героев и продемонстрировали различные побуждения их действий. Большевики, в числе прочего, говорили о том, что воюют, потому что хотят есть. Они приняли участие в революции, потому что уже не могли выносить ужасного положения, в котором существовали в царской России. Один из предводителей советского полка, фанатичный коммунист, осознает ошибочность своей идеологии, только когда ЧК расстреливает его отца.

Не во всех польских исторических фильмах советские солдаты изображаются как дикая азиатская толпа. Например, в сериале «Тайна секретного бастиона» (Tajemnica twierdzy szyfrów, реж. Адек Драбиньский, 2007 год) выступают хитрые и пронырливые советские офицеры, которые плетут интриги, превосходящие даже способности немецкой разведки.

Один из важнейших польских фильмов прошедшего года, «1920. Битва под Варшавой» (Bitwa Warszawska, реж. Ежи Гофман) показывает советско-польскую войну в несколько ином свете. Подробнее о нем скажут мои товарищи.

Доклад был подготовлен в рамках русско-польского семинара для школьников, который проходил в Международном Мемориале в октябре 2012 г. 

Перевод с польского Ирины Шестопаловой

 

11 января 2013
Образ поляков и русских в военном кино обеих стран / Взгляд польского школьника

Похожие материалы

13 июня 2012
13 июня 2012
Нацисты проводили киносъемки в нескольких гетто и концлагерях, в том числе в Терезинском транзитном лагере. Это «прекрасное кино» должно было внушить зрителю позитивный имидж немецкого концлагеря и нацистов как «благодетелей евреев».
21 сентября 2015
21 сентября 2015
Разве нет спасения от старых и новых нацистов? В своей киносатире «Хайль» Дитрих Брюггеманн показывает Германию, которая впала в онемение, не в силах выпутаться из зацикленности на истории и политической корректности.

Последние материалы