Из истории протестных символов: От сообщения к маркетингу
Знаки протеста и революции сегодня стоят недорого: уличный торговец берет 10 евро за шапку с изображением Че Гевары, а онлайн-магазин за 5 евро предлагает шаблон, используя который, можно наколдовать улыбающееся солнце против атомной энергии из какао-порошка на лично сваренный капучино. Но немногие покупатели знают истории тех значков, которые придают их повседневности революционный шик.
Тот круг с перевернутым игреком внутри, украшающий, к примеру, в качестве рекламного подарка «Браслет со знаком мира для девочек» из журнала Браво, возник в 1958 году в Англии. Во времена эскалации холодной войны и атомной гонки вооружений там собрались активисты борьбы за мир. Кроме всего прочего, они организовали марш протеста от лондонской Трафальгарской площади до ядерного исследовательского центра в Алдермастоне, расположенном на расстоянии 83 км от английской столицы. Для этого первого пасхального марша в истории анти-ядерных протестов текстильный дизайнер Джеральд Холтом решил создать простой и понятный, хорошо заметный значок.
Своей круглой, напоминающей дорожный знак, формой, придуманный им дизайн в одинаковой мере подходил как логотип и на маленькие значки, и на большие плакаты. В ходе международного разрастания движения за мир значок стал быстро распространяться, и заметен уже в 1960 году на фотографиях первого пасхального марша ФРГ к полигону Берген-Хоне на Люнебургер Хайде. На больших демонстрациях против ядерной модернизации в начале 80-ых, против угрозы войны в Ираке в 90-ых, в движении за мир и гражданские права в ФРГ – невозможно было представить себе культуру протеста без пацифика.
В том же году, когда логотип мира появился в Германии, в далекой Кубе сняли фотографию, которая было суждено вскоре стать типичным революционным знаком. Когда фотограф Альберто Корда в 1960 году сфотографировал предводителя кубинской революции, Че Гевару, на одной траурной процессии, он не мог догадаться об успехе его случайно возникнувшего фото. Несмотря на то, этот портрет с направленным вдаль взглядом идеально воплощал «Guerrillero Heroico» («героического партизана»), сперва его не хотел печатать ни один журнал. Лишь после убийства Че Гевары это изображение стало иконой, особенно в художественно редуцированный поп-арт версии. Протестующие студенты приняли «поп-стар партизана» вместе с Хо Ши Мином и Мао на Олимп своих транспарантов в 1968 году. Таким образом, этот портрет стал, вероятно, самым востребованным мотивом на футболках за всю историю мира, хотя фотограф Альберто Корда не заработал ничего на продаже своей фотографии за пределами Кубы.
Улыбающееся солнце против атомной энергии
Значительно более целенаправленно, но также безотносительно какой-либо финансовой выгоды, в 1975 году благодаря датчанке Анне Лунд возник еще один известный знак протеста: улыбающееся солнце с подписью «Atomkraft? Nej Tak» («Атомная энергия? Нет, спасибо»). Студентка, которой в то время исполнился 21 год, принадлежала к группе противников ядерной энергии, пытающихся предотвратить постройку первой датской электростанции в Аархус. Она специально разработала «вежливый, приветливый знак», – вспоминает, оглядываясь в прошлое, Анне Лунд. Это способствовало успеху мотива, который на сегодняшний день переведен на 45 языков, и который стал опознавательным знаком растущего количества прротивников ядерной энергии в Германии. После решения правительства об отказе от ядерной энергии в июне 2011 года этот значок не стал появляться реже, а скорее лишь обрел более широкое использование.
Ирис Беннер
Перевод Алины Титовой
Оригинальная публикация:
Iris Benner. Protestzeichen. Von der Massage zum Marketing // Miseumsmagazin, 2011, Nr 4, S. 11.