Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
3 мая 2009

Павел Уваров. Иcтория, историки и историческая память во Франции

Журнал Отечественные записки

Статья доктора исторических наук П.Ю. Уварова рассказывает о развитии историографической ситуации во Франции за последние два века. Почему это может быть интересно современному российскому читателю? Дело в том, что любой человек сегодня, так или иначе вовлеченный в дискуссии о прошлом, сталкивается с множеством подходов, направлений, точек зрения на историю. Исторические школы, существующие в России, возникли не просто так — они связаны с разнообразными подходами к изучению прошлого, которые существуют в Европе и США и имеют свою собственную историю.

Ориентация автора статьи на французскую историческую школу не случайна — именно её представители, как правило, являлись “законодателями мод”, определяя то, как надо рассказывать о прошлом. Главный сюжет, который интересует Уварова — как создание корпуса национальной истории привело к появлению мифа о Франции; как упрочившееся положение исторической науки подбрасывало поленья в топку выплавлявшейся идентичности французов.

Статья интересна и с методологической точки зрения — читатель узнает, чем было обусловлено появление во Франции середины 19 в. системы национальных архивов и публичных музеев, о позитивизме в историческом знании, о повороте к изучению экономической и социальной истории, о первых, вторых, третьих и четвёртых “Анналах”, структуралистских и антропологических подходах 20 в., о зарождении интереса к изучению коллективной памяти. Рассказывая о меняющемся отношении французских историков к своему предмету, Уваров сравнивает ситуацию во Франции с проблемами развития исторической науки в Германии, России, США.

http://www.strana-oz.ru/?article=949&numid=20

3 мая 2009
Павел Уваров. Иcтория, историки и историческая память во Франции

Похожие материалы

19 декабря 2013
19 декабря 2013
Статьёй В. А. Шнирельмана «Уроки истории» открывают цикл о прошлом и нынешнем состоянии отечественной исторической науки. Навязывание абстрактных идеологических схем и роль конкретных политических интересов в изучении раннего периода истории СССР и новейшей истории; попытка отказаться от штампов, приводящая к механической замене знака «минус» на знак «плюс»; единый стандарт исторического образования и возможность объективности, – эти сюжеты войдут в новую рубрику «Политика, опрокинутая в прошлое».
27 июня 2012
27 июня 2012
Как посмертная история образа Богдана Хмельницкого показывает, насколько противоположные по смыслу ассоциации может вызвать противоречивый исторический персонаж XVII века.
1 августа 2013
1 августа 2013
3–4сентября в Международном Мемориале пройдёт российско-французский семинар о принудительном перемещении и депортации после Второй мировой войны.
15 мая 2009
15 мая 2009
29-30 сентября 1941 года в Бабьем Яру фашисты расстреляли 33 тысячи евреев, позже количество жертв увеличилось до 100 тысяч. Казалось бы, у власти не было причин скрывать эту трагедию, однако, начиная уже с официального сообщения Чрезвычайной государственной комиссии началось замалчивание того, что гитлеровцы уничтожают прежде всего евреев на оккупированной ими территории.

Последние материалы