Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
3 мая 2009

Павел Уваров. Иcтория, историки и историческая память во Франции

Журнал Отечественные записки

Статья доктора исторических наук П.Ю. Уварова рассказывает о развитии историографической ситуации во Франции за последние два века. Почему это может быть интересно современному российскому читателю? Дело в том, что любой человек сегодня, так или иначе вовлеченный в дискуссии о прошлом, сталкивается с множеством подходов, направлений, точек зрения на историю. Исторические школы, существующие в России, возникли не просто так — они связаны с разнообразными подходами к изучению прошлого, которые существуют в Европе и США и имеют свою собственную историю.

Ориентация автора статьи на французскую историческую школу не случайна — именно её представители, как правило, являлись “законодателями мод”, определяя то, как надо рассказывать о прошлом. Главный сюжет, который интересует Уварова — как создание корпуса национальной истории привело к появлению мифа о Франции; как упрочившееся положение исторической науки подбрасывало поленья в топку выплавлявшейся идентичности французов.

Статья интересна и с методологической точки зрения — читатель узнает, чем было обусловлено появление во Франции середины 19 в. системы национальных архивов и публичных музеев, о позитивизме в историческом знании, о повороте к изучению экономической и социальной истории, о первых, вторых, третьих и четвёртых “Анналах”, структуралистских и антропологических подходах 20 в., о зарождении интереса к изучению коллективной памяти. Рассказывая о меняющемся отношении французских историков к своему предмету, Уваров сравнивает ситуацию во Франции с проблемами развития исторической науки в Германии, России, США.

http://www.strana-oz.ru/?article=949&numid=20

3 мая 2009
Павел Уваров. Иcтория, историки и историческая память во Франции

Похожие материалы

10 февраля 2015
10 февраля 2015
Летом 2014 года французская студия Ubisoft выпустила «Valiant Hearts» («Отважные сердца») – самую проникновенную и познавательную игру-приключение о Первой мировой войне. Временами смешная, временами до слёз грустная, но увлекательная игра рассказывает историю пяти рядовых участников войны – медсестры Анны, фермера Эмиля, сына его дочери Карла, американского солдата Фредди и трогательного пса-помощника.
7 марта 2014
7 марта 2014
«Я воспринимаю постмодернистскую критику историографии весьма серьезно; и я понимаю, что вокруг каждого исторического текста существуют проблемы. Я осознаю, что каждый текст должен быть понят внутри определённого исторического контекста, и отдаю себе отчёт в том, что ни один текст не является абсолютно связным: он содержит разные контрадикторные значения, И я также понимаю, что ни один автор не является абсолютно последовательным».
10 февраля 2017
10 февраля 2017
В декабре вышло русское издание дневника Элен Берр – записок еврейской девушки, жившей в оккупированном нацистами Париже и погибшей в лагере Берген-Бельзен. Об удивительной книге, которую часто называют вторым дневником Анны Франк, рассказывает в своём интервью «УИ» её переводчица Наталия Мавлевич.
20 июля 2014
20 июля 2014
«Уроки истории» продолжают разговор о прошлом и настоящем исторической науки в России в рубрике «Политика, опрокинутая в прошлое». На этот раз речь не столько о методологических подходах, сколько об организационном оформлении исторической науки в России.

Последние материалы