Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
30 июля 2009

ru_lenin: скульптурная лениниана

Фото 1: Открытие памятника В.И.Ленину возле Глуховской мануфактуры. 22 января 1924 года. Источник: ru_lenin

Сообщество в Живом Журнале «Памятники Владимиру Ильичу Ленину» – это, вероятно, наиболее полный тематический каталог фотографий памятников Ленину. Создатели сообщества намереваются даже попытаться «собрать ВСЕ памятники В. И. Ленину, установленные на территории республик бывшего СССР и стран дальнего зарубежья». К июлю 2009 года уже доступна информация о 3500 объектах. Коллекция постоянно обновляется.

Сообщество ru_lenin

В сообществе организован удобный поиск (через профиль) по странам, городам и областям. Больше всего собрано фотографий памятников, находящихся на территории России (почти 2300 монументов). Здесь также можно увидеть изображения памятников, расположенных на территориях Украины, Беларуси, Казахстана, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики, Молдавии и дальнего зарубежья.

Стандартный пост складывается из фотографии памятника, указания максимально точного местоположения и необязательного краткого комментария. Встречаются архивные изображения, как, например, иллюстрации к статье «Трудящиеся села – Ильичу» (памятники 20-30-х гг). Помимо этого, можно наткнуться и на настоящие исследования, как, например, пост «Первые шаги монументальной ленинианы. Памятники В. И. Ленину в 1918-1925 годах» или «История первого петербургского памятника Ленину».

Монументальная пропаганда и образы Ленина

«В Ленине как в фокусе сосредоточились лучи света и тепла, широкими волнами ходящие теперь по земле в героизме рядовых рабочих, крестьян и красноармейцев. Мы вступаем в героическую эпоху, и квинтэссенция ее, ярчайший фокус и средоточение ее – Ленин – должен нас вдохновлять и поднимать и в том же художественном творчестве, к которому мы призваны»
А. В. Луначарский

Идея монументальной пропаганды (то есть целенаправленного воздействия на людей и передачи им определенного сообщения с помощью специально сооруженных монументов) возникла еще при жизни Ленина: 12 апреля 1918 года вышел декрет Совета Народных Комиссаров «О памятниках республики». Позже он стал известен как «план монументальной пропаганды». Ее главными героями становились образы революционеров и вождей, которые должны были вдохновлять своих соотечественников [1].

Образ Ленина, который воплощали в памятниках советские скульптуры, изменялся в течение всего советского периода. Изменялся статус фигуры Ленина в системе идеологии, пропаганды и воспитания – соответственно, на первый план выходили разные его качества. В 1920-е годы, когда канон еще не сложился, памятники посвящались «дорогому Ильичу». Был востребован образ «живого» Ленина, такого, каким его знали современники [2].

26 января 1924 года, после смерти Ленина, вышло постановление II съезда советов СССР «О сооружении памятников В. И. Ленину», с которого началась массовая ленинификация страны. В 1930-1950-е годы распространение получила трактовка «Ленин-вождь», породившая множество однотипных скульптур в разных городах. Часто это были тиражированные копии, выполненные в недолговечных материалах [1]. Именно в этот период в образе Ленина появляется своеобразная театральность и вычурность, отражавшаяся в напряженной неестественной позе (вождь показывает дорогу своему народу), жесте указующей руки (указывает на светлое будущее), повторяющихся деталях одежды (кепка, распахнутое пальто). Впрочем, тогда же возникает серия скульптур, воссоздающих образ Ленина в повседневной жизни («дедушка Ленин», «Ленин – друг детей», юный Ленин), но они не располагались в значимых и фасадных частях города, а устанавливались на непарадных территориях – в парках, пионерских лагерях, памятных местах. В те же годы возводили памятники Сталину, разрушенные после разоблачения культа личности [1].

С 1960-х годов, после «возвращения к ленинским нормам» (см., например, П. Вайль, А. Генис «60-е. Мир советского человека»), на волне вдохновения обновленной коммунистической идеей и конкурсов на памятники Ленину (1958, 1959, 1966 годы), появились новые концептуальные принципы. К 90-летию со дня рождения Ленина в 1960 году и в конце 60-х к 100-летию со дня рождения и к 50-летию Октябрьской революции сооружалось множество монументов. С одной стороны, образ Ленина становится более конкретным, частным, «живость» из 1920-х соединяется с «героизмом» 1930-1950-х в фигуре «живого героя»: Ленин уменьшается в размерах, присаживается отдохнуть, мечтательно размышляет, хитро прищуривается и т. д.

С другой стороны, действует противоположная тенденция – портретные памятники превращаются в символы (страны, времени, социализма). Для них характерно использование неоформленных гранитных масс или символических фигур, например, земного шара, внимание к геометрии пьедестала, введение архитектурных элементов и красноречивая лаконичность. Нередко место целой фигуры занимает теперь только голова Ленина [2]

Образ Ленина в монументальном искусстве не существовал и не изменялся сам по себе. Памятники Ленину оказывались тесно связаны с градостроением: они задавали центр площадям, районам и городам. Вокруг них складывались ритуалы – здесь проходили демонстрации и народные гуляния, принимали школьников в пионеры, сюда приезжали после свадеб молодожены. Здесь же назначались частные встречи и проходили туристические маршруты.

Ленин жив?

С середины 1980-х годов образ Ленина (как и другие коммунистические символы) активно используется в соц-арте – ироническом, гротескном художественном диалоге с советским массовым искусством. Одним из самых известных произведений становится работа Леонида Сокова 1984 года «Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти)». В ней реалистический образ Ленина попадает в не привычный для себя эстетический контекст, мгновенно теряя свой наработанный десятилетиями агитационный посыл и становясь просто художественным объектом.

Статус, в котором в настоящее время существуют все еще многочисленные памятники Ленину, до конца не определен. Некоторые из них, затерянные во дворах или заросших парках, похожи на обломки исчезнувшей империи.

Но большинство остаются в российских городах на своих старых местах – центральных площадях – но в то же время, они как бы исключаются из публичного пространства, обретая видимость только на нечастых митингах коммунистов или в ходе вандальных происшествий (см. также список разрушений памятников Ленину в Википедии). Однако даже будучи невидимым, памятник Ленину вместе с административным зданием и церковью образуют три вершины символического центра современного города (особенно это касается небольших городков). Условно эти вершины можно обозначить как «присутствие прошлого», «насущное» и «духовное».

Любопытно, что в Москве треугольник протянут между Храмом Христа Спасителя, Кремлем и памятником Пушкину, который в данном случае выступает в роли памятника Ленину.

[1] Комарова О.С. Политико-массовая скульптура вождей советской власти в контексте ленинского плана монументальной пропаганды
[2] Воронов Н. В. Советская монументальная скульптура 1960-1980. М., 1984

Дополнительные ссылки:

 

30 июля 2009
ru_lenin: скульптурная лениниана

Похожие материалы

13 ноября 2009
13 ноября 2009
Лениниана Михаила Ромма складывается из двух фильмов, снятых в 1937 и 1939 годах: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Ниже – подробные рецензии на фильмы и методические рекомендации по использованию фильмов на уроках истории.
18 мая 2009
18 мая 2009
оздание квазирелигиозного культа Ленина с чертами обожествления и массовым поклонением «вождю» начинается сразу после его смерти. Начало было положено переименованием Петрограда в Ленинград и созданием Мавзолея Ленина на Красной площади. Сохранение забальзамированных останков человека и установление ритуала поклонения этим останкам – уникальный случай в новой истории.
9 июля 2015
9 июля 2015
«Дорогой Ленин. Мы больше не увидим Вас. Нам Вас очень жаль. Мы хотели хоть раз посмотреть, а Вас уже нет». О том, как советская культура сумела сделать смерть Ленина залогом его вечной жизни рассказывает в своей статье Кира Онипко.

Последние материалы