Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
26 июня 2009

Баир Иринчеев «Забытый фронт Сталина»

Имя автора этой книги хорошо известно тем, кто интересуется историей советско-финских отношений. Баир Иринчеев создал один из лучших сайтов по Линии Маннергейма, консультировал ряд международных проектов по боевым действиям на Карельском перешейке, неоднократно выступал со статьями и докладами. В британском издательстве Osprey Publishing, специализирующемся на выпуске военной литературы, вышла его книга «The Mannerheim Line 1920–39: Finnish Fortifications of the Winter War».

Книга «Забытый фронт Сталина», посвящённая боевым действиям советских и финских войск во время войны 1939-1940 годов и во время Великой Отечественной войны, вышла в августе 2008 года. Это первая крупная печатная работа автора на русском языке, обобщающая результаты многолетних исследований.

Шаг за шагом Баир Иринчеев разбирает все моменты противостояния на Карельском перешейке, анализируя данные из множества книг, выпущенных как в России, так и за рубежом, а также впервые вводя в оборот огромное количество исторических документов (журналы боевых действий финских и советских частей, боевые донесения, сводки), обнаруженных в ходе работы в Национальном архиве Финляндии, Финском военном архиве, Российском государственном военном архиве, Центральном архиве Министерства обороны РФ.

Текст сопровождают фотографии из коллекции, которую Иринчеев собирал долгие годы, и улучшающие восприятие текста тактические карты боевых действий, составленные лично автором. В книгу включены воспоминания ветеранов – как советских, так и финских, многие интервью исследователь также брал лично.

Важной особенностью работы является то, что действия сторон подробно описаны с двух точек зрения, – и у читателя есть возможность сравнить информацию. В силу этого многие сражения предстают в совершенно ином свете, а некоторые легенды просто разрушаются.

В книге впервые описан ход целого ряда боевых действий – например, боёв лета 1944 года после падения Выборга, о которых российские исследователи ранее не писали либо ограничивались их простым упоминанием.

Лакуны в работе тоже есть. Практически не освещены бои в районе Тайпале. Сам автор объясняет это тем, что у него имеются только финские документы, а для корректного описания необходимо использовать и советские источники. То же относится и к форсированию Выборгского залива в 1940 и в 1944 году. Действия ВВС и ВМФ в книге представлены слабо, однако объем данных по сухопутным действиям войск столь велик, что эту претензию можно снять: всё охватить в одной работе очень сложно.

На сегодня книга Баира Иринчеева является одной из лучших в своей области и задаёт высокую планку для последующих исследователей проблемы.

В данный момент автор работает над вторым, расширенным изданием книги.

26 июня 2009
Баир Иринчеев «Забытый фронт Сталина»

Похожие материалы

3 февраля 2015
3 февраля 2015
Константин Павлович Ротов. Замечательный рисовальщик, один из самых знаменитых авторов «Крокодила». И просто – человек с неисчерпаемым чувством юмора и... доброты. Действительно так, несмотря на предательство друзей, лагерь и ссылку.
8 июня 2015
8 июня 2015
«СМЕРШ — год в стане врага» - редчайший источник, описывающий работу одной из самых секретных служб контрразведки ХХ века. В связи с выходом чешского издания дневника Николя Синевирского мы публикуем перевод предисловия, составленного Яном Дворжаком.
23 мая 2016
23 мая 2016
Мало кто знает, что в городе Брянске с 1945 по 1949 год действовала подпольная молодёжная сионистская организация, ставившая своей целью подготовку нелегальной эмиграции в Палестину. Одним из её руководителей был Арон Фарберов.
15 апреля 2015
15 апреля 2015
К 70-летию освобождения Красной Армией стран Центральной Европы от нацизма. О восприятии новой силы, пришедшей с востока, в лагере венгерских интеллектуалов середины – конца 1940-х гг. Как и большинство венгров, Шандор Мараи жил тревожным ожиданием. Месяцы нилашистского террора, пишет он, «сменились новой, столь же опасной, но при этом все-таки иной ситуацией». «Русский солдат – я не мог не думать об этом – вошел нынче не только в мою жизнь, со всеми проистекающими отсюда последствиями, но и в жизнь всей Европы. О Ялте мы еще ничего не знали. Знать можно было только то, что русские находились здесь». И они не просто вошли. «Я кожей и всеми своими органами чувств ощутил, что этот молодой советский солдат принес в Европу некий вопрос». «В Европе появилась некая сила, и Красная Армия была лишь военным проявлением этой силы. Что же она такое, эта сила? Коммунизм? Славянство? Восток?»

Последние материалы