Вратарь, который не боялся 11-метровых: О фильме «Матч»
Если без метафоры «футбол – поле битвы» не обходится ни один фильм об этой игре, то без цитаты из Билла Шенкли: «некоторые думают, что футбол – это дело жизни и смерти… Уверяю вас, футбол – гораздо важнее»
Итак, футбол – поле битвы. А также «вещь гораздо более важная, нежели проблема жизни и смерти». Создатели фильма «Матч» взяли за основу киевский военный миф о расстрелянных за победу над оккупантами футболистах
«Матч» можно назвать также фильмом о верности. Возлюбленная вратаря Раневича верна ему, сам Раневич верен своей футбольной команде «Динамо», наконец, игроки «Динамо» верны своей Советской родине и ради поддержания боевого духа среди горожан, жертвуют своими жизнями, обыгрывая немецкую команду «Флакельф». Сам патриотизм – частный случай той же верности – проходит лейтмотивом через весь фильм, словно во множество зеркал, отражаясь и преломляясь в каждом новом герое особенным образом.
Противоборствующие стороны в «Матче» показаны строго антагонистично – каждый играет в своём амплуа. Советские футболисты побеждают на поле и совершают благородные поступки вне его, бездушные немцы рационально уничтожают евреев и комиссаров-коммунистов, а на футбольном поле (как будто здесь собралась айнзацкоманда, в том же составе), дают волю эмоциям только для того, чтобы грубо играть против соперников (старое советское пропагандистское клише, использовавшееся ещё Львом Кассилем во «Вратаре республики»). Особенно хороши местные украинские националисты – к концу фильма появление на экране полицаев с жёлто-голубыми повязками оказывает на зрителей эффект, близкий к реакции уже вылеченного Алекса из «Заводного Апельсина» на Девятую симфонию Бетховена — борцы за независимость вероломны, мстительны, устраивают еврейские погромы, ведут к месту казни и помогают расстреливать еврейских стариков и детей. Наконец, у них фрикативное «г», и они играют в футбол гораздо хуже советских украинцев из «Динамо» / «Старта».
С правильно» расставленными моральными оценками в «Матче» проблем нет – неслучайно в Киеве были протесты против проката фильма на территории Украины. Смысл авторского послания для «своего» российского зрителя очень точно описал Василий Корецкий в рецензии для openspace – не нужно бороться «за всё хорошее» – а нужно просто профессионально делать свою работу» (не протестуй, не бери на себя лишнего, история всё перемелет). И сам этот «мессаж» конечно, куда более глубокий, чем несколько раз обронённые максимы голкипера Раневича, неожиданно и против воли создателей фильма одновременно даёт объяснение и массовым убийствам, и нацистскому террору – им трудно, но они просто пытаются сделать то, что умеют. Возможно, это и есть один из тех побочных эффектов, что возникают, когда сложно устроенную историческую картину пытаются вмонтировать в искусственный черно-белый (черно-бело-жёлто-голубой) мир «исторической правды» о войне.
Дело ведь не в том, что реальное «Динамо» никакого «матча смерти» не играло
Погоня за «эффектом реальности» приводит создателей «Матча» к решению рассортировать по сценарию детали, обращённые к культурной памяти своего зрителя – взятые «напрокат» из разных источников, эти детали на деле больше говорят о времени создания фильма, нежели о том времени, которые авторы пытаются воссоздать. Отсюда Раневич, походя цитирующий Сталина, в ответ на чтение поэтического отрывка из Гёте; сваленные нацистами в кучу ботинки расстрелянных евреев (один из самых известных элементов экспозиции музея «Яд-Вашем») и абсолютно нелепая попытка заклеить пустые места на колоннах стадиона в Киеве плакатами олимпийских игр разных лет. Почему создатели фильма могут позволить себе так уверенно фантазировать на заданную тему, осваивая государственный отечественный кинобюджет? Вероятно, по той же причине, по которой вратарь Раневич не боится 11-метровых – они настоящие патриоты своего отечества — и бояться им нечего — особенно в майские праздники, на предполагаемое 70-летие «матча смерти» в год чемпионата Европы по футболу в Украине и Польше. Не стреляйте. Играют, как умеют.
Дополнительные материалы: