Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
17 мая 2012

Потери в Великой Отечественной войне: новые подсчеты

1-й Прибалтийский фронт. 1944 г. Советские танкисты на фоне американского танка «Шерман» Фото РИА Новости. Источник фото: novayagazeta.ru

Петербургский историк Кирилл Александров давно и скрупулезно изучает настоящую войну и настоящую победу. В своей статье он подробно разбирает два «безответных вопроса»: почему так много погибших и каким был вклад каждого из союзников в разгром гитлеровской коалиции.

Оригинал статьи: Кирилл Александров. Неизвестные потери и забытые союзники. Два безответных вопроса Великой Отечественной / «Новая газета», №49, 04.05.2012

Неизвестные потери

«Почему так много — невообразимо много — погибло наших людей, если Советский Союз начал готовиться к войне в Европе еще до прихода Гитлера к власти в Германии?»

«В России официально объявлены погибшими в 1941–1945 годах 8,66 млн советских военнослужащих (из примерно 26,6 млн жертв войны). Здесь, правда, возникает одна странность: округленно на 1 погибшего командира (офицера) приходится 7–8 бойцов (рядовых и сержантов). Невероятное соотношение.»

«В октябре 2011 года на научно-практической конференции, состоявшейся в поселке Хмелита Вяземского района, историки Лев Лопуховский и Игорь Ивлев заявили, что официальная цифра погибших военнослужащих занижена примерно в два раза, а методика расчета, при помощи которой была получена пресловутая цифра в 8,66 млн, не выдерживает критики. Ее вывели, суммировав сомнительные сведения из донесений о потерях. При этом документы личного учета воевавших рядовых (учетно-послужные карты) были уничтожены в военкоматах после 1953 года.

Учет потерь в войсках во время войны оказался никудышным. По официальным данным Наркомата обороны на апрель 1942 года, на персональном учете состояло не более трети убитых. Почти половина всех дивизий вообще не сохранила документов о движении своего личного состава и учете потерь. При этом в Красной армии были дивизии, через которые прошли 35, 45, 55 тыс. — и даже более — военнослужащих. Поэтому использовать только донесения о потерях нельзя.

5–8% лиц, ушедших воевать из того или иного региона, не учтены нигде и никак.

В знаменитом Объединенном банке данных «Мемориал» содержится около 28 млн записей о погибших воинах. Повторные записи об одном человеке составляют 15%. Таким образом, уникальные записи (1 запись = 1 человек) это примерно 15,5 млн единиц. К 15,5 млн погибших, чьи имена известны, необходимо добавить какое-то количество неучтенных погибших военнослужащих и тех, чьи имена неизвестны (призванных ранее в части с бывших оккупированных территорий, ополченцев, мобилизовавшихся не военкоматами, а партийными органами, и т.д.).

Вывод Ивлева: общее количество погибших советских военнослужащих в 1941–1945 годах составило не 8,6 млн, а порядка 17–18 млн. И с этим выводом трудно не согласиться.»

«…в оставшиеся 9 млн должны входить и жертвы избыточной смертности на территории СССР, которая не была в оккупации, в первую очередь умершие от голода и ухудшения общих условий жизни. Об этих жертвах войны говорить не принято и отдельной строкой в потерях населения они не выделяются. Однако речь идет о значительных цифрах.»

Забытые союзники

«Каким оказался вклад каждого из победителей в разгром гитлеровской коалиции? Советский Союз сражался с нечеловеческим напряжением сил. Могло ли быть иначе? Может ли чей-то вклад в победу иметь абсолютно преимущественное значение, или все усилия победителей взаимосвязаны?

Мы помним, но как-то невнятно, что Советский Союз победил не один. В одиночку против Германии сражался не Советский Союз, а Великобритания. Целый год. Англичане сбивали и топили немцев, в то время как Сталин помогал Гитлеру преодолевать экономическую блокаду и снабжал его стратегическими материалами. Они пополняли ресурсы рейха, мешая англичанам сбивать и топить немцев.

Еще Сталин установил общую границу с Германией. Которая потом эту самую границу перешла. Так, может, без общей сталинско-гитлеровской границы Советскому Союзу было бы лучше?..»

«Красная армия уничтожила примерно 70% живой силы врага. Разбила и пленила 607 дивизий противника.

«Западные союзники внесли решающий вклад в военно-промышленное превосходство антигитлеровской коалиции.»

Союзники добились победы над общим врагом на море и в воздухе. И заодно уничтожили 30% живой силы неприятеля, разгромив и пленив 176 его дивизий. Резервуар будущей победы каждый партнер по антигитлеровской коалиции наполнял чем-то своим. Тащил в него, что мог. Беда заключалась в том, что «коллективный Сталин» наполнял победный резервуар в первую очередь кровью своих солдат.»

«В этом великая трагедия страны, опустевшей за войну. В этом причина нынешней российской демографической катастрофы.»

17 мая 2012
Потери в Великой Отечественной войне: новые подсчеты

Похожие материалы

1 апреля 2010
1 апреля 2010
На этой неделе в Госдуме доработали законопроект, вводящий уголовную ответственность за реабилитацию фашизма. Пункт об ответственности за умаление роли СССР в Победе исчез.
5 октября 2017
5 октября 2017
28 сентября в Мемориале в цикле встреч “Историк за верстаком” выступал профессор Алексей Ильич Миллер.
21 июня 2012
21 июня 2012
Ирина Щербакова о формировании памяти о Второй Мировой в России и изменениях, которые она претерпевает сегодня.

Последние материалы