Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
12 мая 2012

Диг, Даг, Дигедаг: Из истории комиксов ГДР

Обложки Мозаики, 1962 и 1965 г.

В феврале 2012 в Лейпциге прошла традиционная ежегодная книжная выставка в Лейпциге  Leipziger Buchmesse 2012. В тематических разделах выставки были представлены книги, художественная литература, нехудожественная литература, религиозная литература, газеты, журналы, электронные СМИ, детская и юношеская литература, учебная и образовательная литература, антикварная литература, аудиокниги, международные издательства, специальная литература. Помимо современной литературы были выставлены раритетные издания, такие как Мозаика. Посетители выставки смогли познакомиться с оригинальными рисунками, эскизами и моделями легендарного журнала комиксов ГДР. Раздел посвящался истории возникновения журнала и политическим контексту этого необычного проекта.

Вне идеологии

В марте 1955 года в издательстве «Новая жизнь» при молодежной организации Союз Свободной Немецкой Молодежи (FJD) появился 29-летний график и карикатурист по имени Йоханнес Хегенбарт. С рисунками в руках он предложил директору издательства создать серию комиксов для детей и подростков ГДР. Так родился журнал Мозаика Ханнса Хегена, легендарный немецкий журнал комиксов. Рисунки первых выпусков Мозаики 1955 сегодня – раритет.

Мозаика была исключением в строго регламентированной ГДР, где всё, в том числе и средства массовой информации, контролировалось Социалистической единой партией Германии (SED). Ответственность за содержание и оформление комикса лежала по большей части на его создателе, Йоханнесе Хегенбарте, работавшем под псевдонимом Ханнес Хеген. Выходец из семьи богемского стекольного фабриканта, который после войны и ссылки попал в Тюрингию, затем получил образование в художественной академии Лейпцига, и в конце концов поселися в 1951 году в восточном Берлине, доказал свое умение вести переговоры.

Каким-то образом он смог добиться того, чтобы начать свою работу без вмешательства Союза свободной немецкой молодежи – беспримерный случай в ГДР. Художнику повезло с политической обстановкой. Время было неспокойное, страна и ее молодежь жила идеями демократических перемен.  За несколько месяцев до этого недовольство народа политикой Социалистической Единой Партии Германии достигло своей высшей точки и вылилось в демонстрацию 17 июня 1953 года. Режим видел причину волнений в литературе, в том числе в комиксах, которые из враждебного капиталистического Запада попадали через западный Берлин в его восточную часть. В изданном в Лейпциге Новом Лексиконе Мейера этот новый жанр определяется так: «Рассказ в картинках, особенно распостранненый в западной Европе и США, (…), пропагандирующий преступления, садизм и насилие, порнографию, подстрекательство к войне и злостную пропаганду против социализма».  В сентября 1955 года вышел «Закон об охране молодежи», который под угрозой штрафа запрещал хранение и распространение «порнографической продукции», в том числе комиксов. В то же время режим преследовал цель противопоставить западным Микки Маусу и компании свой собственный, «социалистический рассказ в картинках». В этой ситуации издательство сочло предложение Хегенбарта вполне подходящим моменту.

Из-под карандаша Хегенбарта Мозаика выходила с 1955 по 1975 год. Всего свет увидели 223 выпуска с  тиражом в 660.000 экземпляров, сперва в издательстве «Новая жизнь», а с 1960 года в издательстве «Юный мир», специализированный на детских и подростковых журналах.

Три героя Диг, Даг и Дигедаг уводили читателей из замкнутой реальности ГДР в путешествия по временам и странам, недоступным в настоящей жизни.  Они бывали на южных морях и в античном Риме, совершали космическое путешествие и участвовали в поиске венецианских сокровищ. Кроме того, они посещали Америку незадолго до окончания раздиравшей ее гражданской войны и сказочный Восток.

Юных пионеров или коммунистических героев нельзя было найти в Мозаике. Тем самым, она не оправдала ожиданий издательства и требований партии. Снова и снова Хегенбарту приходилось защищаться против попыток политического воздействия. Многократно  журнал находился на грани закрытия. Но, будучи самым прибыльным продуктом издательства, комиксы уверенно существовали благодаря своему экономическому успеху. Этому способствовали и восхищенные читатели, которые раскупали выпуски в день их выхода в свет. Мозаика принадлежала к тому виду журналов, которые не выставлялись на витрину киосков, а продавались только особым покупателям.

Истории в картинках очаровывали, предлагали увлекательное,  не имеющее ничего общего с политикой развлечение, знакомили с тщательно отобранными знаниями о культуре, истории, естественных науках, технике. Целые поколения жителей восточной Германии выросли на этих комиксах.

Мозаика прекратила свое существование в июне 1975 года, за полгода после ухода Ханнса Хегена из издательства. Причиной послужило несогласие с сокращением по техническим причинам количества страниц в выпуске с 24 до 20. Художник, напротив, неоднократно предлагал увеличить объем до 32 страницы в половине годовых выпусков. Издательство не пошло навстречу и использовало шанс избавиться от неудобного Хегенбарта. При этом, однако, сами комиксы в журнале остались, поскольку издательство не желало расставаться с самым прибыльным своим продуктом. Герои комиксов остались на его страницах под новым именем Абрафакса и с большей частью старой команды. Мозаика Дигедагов стала мифом, который до сих пор притягивает многих.

Американская серия Мозаики

 В 1968 году в своем ателье, находившемся в районе Берлин-Карлхорст, Иоханнес Хегенбарт, создатель журнала комиксов Мозаика, решал, куда в будущем отправить своих персонажей Дига, Дага и Дигедага. Решение пало на Соединненые Штаты Америки времен американской гражданской войны. Стоит отметить, что эти герои социалистических комиксов были впервые опубликованы именно издательством, выражающим основную линию молодежной организации ГДР. Однако создатели журнала Мозаика выработали грамотно сформулированный концепт, с помощью которого они смогли убедить издателя журнала «Юный Мир», принадлежавшего  Союзу Свободной Немецкой Молодежи.

«Спекуляции, обман, шантаж и насилие, кража земли, расистские конфликты и журналистские мнимые сенсации» – это, по словам редакторов, олицетворяло общественные отношения Америки в то время. Дигедаги должны были помочь юным читателям обратить внимание на эти беспорядки и проявить солидарность к бедным и угнетённым.

В конце 60-х, во время холодной войны, этот концепт полностью соответствовал официально принятым в ГДР  представлениям об Америке. Члены Социалистической партии и Союза свободной молодежи Германии не могли иначе относиться к США, инициатору конфликта во Вьетнаме. Они также не забывали об ответственности американцев за истребление туземных населения индейцев и были в курсе расистских настроений внутри самого американского общества. Одновременно они выказывали свою солидарность с представителями «другой Америки», как, например, с политиком и философом Анджелой Дэвис или с американским актером, певцом и режиссером Дином Ридом.

Хотя многие восточные немцы и поддерживали эти представления и критику, взгляды на современную им Америку были различными. Даже из-за «железного занавеса» эта страна ощутимо влияла на образ жизни людей, особенно молодежи, живущих в ГДР. Это было ясно создателям Мозаики.

Если бы Иоханнес Хегенбарт и его коллеги придерживались ими самими декларированной концепции, то они не добились бы успеха. Однако им удалось выработать принципы, ставшие основой успеха Мозаики: вместо грубой пропаганды, в которой есть место лишь белому и черному, другу и врагу, в Мозаике существовали тонко очерченные персонажи с сильными и слабыми сторонами. «Симпатичные жулики», так же как и «сомнительные герои», находили здесь свое место.

Дигедаги очаровывают своих читателей простотой больше, чем специальными навыками или действиями. Успех, сопутствующий им в путешествиях, чаще всего является следствием их изобретательности и подвижности, а не боевой социалистический настрой. Как и полагается героям комиксов, они постоянно попадают в смешные и порой даже абсурдные ситуации.

Изданная с 1969 по 1974 год «американская» серия превратилась в одну из самих популярных глав истории журнала Мозаика и представила свою собственную картину «другой Америки».

По материалам:

  • Museumsmagazin 1/2012 (Корнелия Лобмейер,  Йорн-Михаель Голь) 

Подготовила Алина Титова

12 мая 2012
Диг, Даг, Дигедаг: Из истории комиксов ГДР

Похожие материалы

10 марта 2017
10 марта 2017
Документальный фильм о противостоянии восточногерманских скейтеров с бетонной культурой штази 80-х «This ain’t California» («Здесь вам не Калифорния!») на самом деле не о коммунистах и не о досках, да и вообще не документальный фильм, а шитое аккуратными белыми нитками мокьюментари о культуре позднего ГДР.
14 июня 2013
14 июня 2013
60 лет назад, 17 июня 1953 года, с помощью советских танков было подавлено народное восстание в Восточной Германии.
17 мая 2017
17 мая 2017
Третья и заключительная часть дневника экспедиции чешского проекта gulag.cz к сохранившимся баракам Борского ИТЛ в Забайкалье, где заключённые добывали урановую руду для первых советских атомных бомб.

Последние материалы