Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
15 июня 2009

Выставка графики Александра Дейнеки в Третьяковской галерее

С 26 июня по 20 сентября 2009 г. Государственная Третьяковская галерея организует выставку графики А.Дейнеки из собрания Курской государственной  картинной галереи им. Дейнеки, приуроченную к 110-летию со дня рождения художника.

Работы, выставленные в Третьяковке, малоизвестные широкому зрителю, обращают внимание на важные черты художественной манеры мастера — графичность его живописных работ, лаконичность и чёткость в прорисовке фигур, любовь к спортивной тематике и культивирование телесности (искусствоведы говорят об особенной любви Дейнеки к коренастым, сильным, тренированным работой и физкультурой телам — что видно, в часности, и на примере привезённой подборки изображений обнажённых натурщиц). Посетитель имеет возможность увидеть иллюстрации Дейнеки, сделанные им в середине 20-х гг. для журналов «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор», «Даёшь!» — частыми темами в них становятся сатирическое изображение духовенства и верующих, мещанский уклад жизни обывателей, освоение новых индустриальных тенологий, радость, излучаемая энергичными, здоровыми молодыми рабочими и работницами.

Одна из частей экспозиции посвящена зарисовкам, сделанным Дейнекой в 1935 г. во время путешествия в США и по Европе. Здесь — неприятие жизни, присущей буржуа (как, например, в работе «Эстрадный танец. Бурлеск»  — видно, насколько извивающиеся полуобнажённые тела танцовщиц американского клуба несимпатичны художнику; изображения американок в их повседневной жизни также контрастируют типичным дейнековским фигурам советских тружениц — изломанность, тонкость фигур, укутанных в шубки и дорогие вещи, не занятых созидательным трудом). В то же время удивительно интересны городские зарисовки Парижа и Рима — знатоки обращают внимание на изменение техники Дейнеки, будто бы приспосабливающейся к ритму новых, незнакомых городов.

Одна из страниц творчества мастера — зарисовки военных ландшафтов, созданных Второй мировой -  Дейнека показывает войну далеко не с парадной стороны. На первом плане  - скрюченные тела погибших, искорёженные железнодорожные пути, покосившиеся дома, сломанная техника — война вносит хаос в доселе упорядоченный, гармоничный, спортивный, упругий мир.

Изображения разрушенных войной западных городов — Берлина, Вены поражают тишиной и будничностью свершившихся перемен.

Наталья Дарсавелидзе

15 июня 2009
Выставка графики Александра Дейнеки в Третьяковской галерее

Похожие материалы

5 января 2015
5 января 2015
К годовщине со дня смерти Надежды Яковлевны Мировой (1928-2009), учительницы русского языка и литературы в московской Пятьдесят седьмой школе, мы публикуем одну из последних её работ - «Жив ли Маяковский сегодня? Пособие для ученика и учителя».
3 декабря 2013
3 декабря 2013
5 декабря в Главархиве Москвы состоится общественный форум «Московский процесс 1938 года – осмысление последствий и уроков 75 лет спустя».
3 мая 2012
3 мая 2012
29 апреля 2012 под Берлином, в замке Нойхарденберг, открылась выставка «ГУЛАГ: следы и свидетельства», основанная почти полностью на материалах архивной и музейной коллекции Международного Мемориала
26 апреля 2012
26 апреля 2012
27 апреля в 19.00 в рамках проекта «Выставка одного экспоната» состоится презентация коллекции личных документов, принадлежавших гражданам СССР, хранящейся в фондах Музея Сахаровского центра.

Последние материалы