Наследники Льва Толстого в архивах Лубянки
Владимир Тольц, автор передачи на Радио Свободы «Репрессированная литература в архивах палачей» рассказал, как «зеркало русской революции» оказалось на архивном стеллаже Лубянки».
Передача Тольца на Радио Свобода была основана на книге Виталия Шенталинского «Донос на Сократа».
Каким же образом имя Толстого упоминается в архивах Лубянки? Во-первых, Толстой был автором писем арестованным ЧК-ОГПУ-НКВД, и эти письма, наряду с другими конфискованными у жертв террора документами, были приобщены к делу. Интересно, что эти письма до недавнего времени не были известны толстоведам, а в архивах Лубянки «затерялись» в несметном числе документов.
Во-вторых, дочь Толстого, Александра Львовна, была несколько раз арестована. Впервые на несколько дней в 1919 году, затем на два месяца в 1920, в том же 1920-м за антисоветскую деятельность её приговорили к трём годам заключения в концлагере. В 1929-м, с согласия Луначарского, Александра Львовна покинула Советский Союз и эмигрировала в США, где, как руководитель Толстовского фонда, помогала сотням выходцев из России (в том числе Набокову, Рахманинову). Умерла она в 1974 году в возрасте 95 лет. В передаче приводятся её письма, адресованные Дзержинскому, Ленину – все они хранятся в архиве ФСБ.
Кроме дочери Льва Толстого, в 1920-е гг. репрессиям подвергались и его прямые ученики и последователи – члены Общества чистой свободы – одной из первых правозащитных организаций в стране, и участники организации «Тактический центр» в Москве. Особенно часто в делах ЧК упоминаются имена учеников Толстого Владимира Григорьевича Черткова и Валентина Федоровича Булгакова. Об их судьбе и подробнее об этой истории – в записи передачи «Репрессированная литература в архивах палачей».