Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
17 февраля 2015

О жизни и творчестве Бориса Десницкого

Борис Матвеевич Десницкий. Автопортрет. Из собрания Музея Международного Мемориала

Десницкий Борис Матвеевич, театральный художник, книжный график, родился 17 ноября 1903 года во Владивостоке. Из дворян. В 1919 в Саратове красными был расстрелян его отец, как контрреволюционер, а мать повесилась в тюрьме.

С этого времени Борис, которому тогда было 16 лет, стал жить самостоятельно. Окончил три класса гимназии, стал работать. Был он и грузчиком, и лодочником, работал регистратором, сборщиком лекарственных трав, коллекционером-ботаником в Саратовском Педагогическом музее. Работал на рыбоводном питомнике в селе Тейловка Саратовского края.

В 1923 г. поступил в землеустроительный техникум, в следующем году поступил в художественный техникум, совмещая учебу в двух учебных заведениях и работу. Вскоре бросает землеустройство, его привлекает творчество. Работает художником в Саратове, продолжая учиться у Л. С. Уткина. В 1927-28 году читает лекции по теории изобразительного искусства в художественной школе Окрпрофобра Саратова и начинает работу над теорией цвета и колорита в пространстве, «в качестве непременного условия гражданского равенства» (цитата из автобиографии). С 1929 года перебирается в Москву, сотрудничает с книжными издательствами, оформляет выставки.

В 1930-х – художник театра «Ромэн» в Москве. Со своей женой, Бенедской Екатериной Александровной, Борис Десницкий познакомился в 1933-м году в Минске, куда был приглашен работать в Государственном Белорусском Театре оперы и балета штатным художником. Екатерина Александровна руководила балетом в этом театре.

1 ноября 1937 года художник арестован в Москве по подозрению в шпионаже, ОСО НКВД осуждён на восемь лет ИТЛ с поражением в правах. Заключение отбывал в Северо-Восточном ИТЛ (Колымские лагеря), сначала на общих работах (лесоповал), затем в Магадане художником в издательстве. И он, и его жена непрерывно пишут письма и заявления во все возможные инстанции с просьбой о пересмотре дела, в том числе пишут и Сталину.

Вот заявление Бориса Десницкого на имя И. В. Сталина от 24 мая 1940 года:

«После длительной работы мной разрешена одна из сложных задач современности, долженствующая сыграть значительную роль в эволюции человеческой культуры – мною раскрыты законы цветовых соотношений (хроматических и ахроматических) и созданы: теория натурального гармонического ряда и теория колорита. Явный голод по теории в промышленности, наличие разрыва содержания и формы в изобразительном искусстве, все это вызванное закончившимся в XIX веке процессом отмирания художественных школ, бывших дотоле единственными конденсаторами творческого опыта – дали мне мысль начать работу над теорией, тем более, что я, будучи по профессии художником, ясно осознал, что такие, на первый взгляд, простые задачи вроде построения одной цветовой фразы – настолько трудоемки, что человеческой жизни, как правило, не хватает для решения их. Так 13 лет тому назад в 1927 г. я дал себе слово создать работу большой социальной значимости.

Слово свое я сдержал. Работу выполнил. Но в конце работы в 1937 г 1/IX был непонятным образом арестован, обвинен в терроре, затем весною 1938 г. следователями искалечен, подписал дикий лживый, выдуманный следователем протокол о моей якобы шпионской деятельности, которую я никогда не вел и отослан на Колыму со сроком на 8 лет. Уже здесь, на Колыме, ночами заканчивал теорию цвета. Все заявления, поданные мною начальникам ГУСДС в 1939 и 1940 г. с просьбой хотя бы здесь, на Колыме, дать мне возможность технически закончить работу, не привели к желанным результатам. Жалобы, отправленные мною Верховному прокурору СССР в 1938 г. в Президиум Верховного Совета ССР в 1939 г и Народному Комиссару Вн. Дел, с просьбой о пересмотре дела, вероятно, не дошли по назначению. Физически слабея, не зная, что предпринять дальше, ибо держать в памяти все я не в состоянии уже, как крайнюю меру выбрал это обращение к Вам с просьбой о пересмотре дела. Молчать же я не в состоянии, ибо значение работы перестало быть только моим личным делом.

24/V-40 г. Б. Десницкий»

В 1944 году в издательстве «Советская Колыма» выходит детская книжка «Про Мишку неряху». Проиллюстрировал эту книжку Борис Десницкий, но поскольку в то время он был еще заключенным, фамилия его в книжке не указана.

Художник освобождён 15 ноября 1945 года, реабилитирован в 1955-м. После возвращения в Москву работал в книжной графике, иллюстрировал детские книжки, составлял раскраски. Умер 11 февраля 1985 года.

 

17 февраля 2015
О жизни и творчестве Бориса Десницкого

Похожие материалы

26 апреля 2012
26 апреля 2012
Подборка поэзии ГУЛАГа, осуществлённая культурологом и филогом Е. Волковой, иллюстрирует, как данные христианские мотивы воплощены в лирике узников ГУЛАГа разных лет
23 января 2015
23 января 2015
Выступление Бориса Беленкина (Мемориал) на конференции «Маргиналии – 2014: границы культуры и текста», прошедшей 5-7 сентября 2014 года в Елецком государственном университет имени И.А.Бунина.
9 октября 2012
9 октября 2012
В биографии Эрвина Йориса отражается коллективная судьба тысяч немецких коммунистов, которые активно вмешивались в политические битвы и социальные конфликты своего времени. Последствия очень часто оборачивались для них теми или иными преследованиями в Германии (после 1933 г.), но, кроме того, и в Советском Союзе.
12 ноября 2016
12 ноября 2016
Интервью с основателем проекта gulag.cz Штепаном Черноушеком о предыстории его затеи, бездне неисследованного материала, чешском «Мемориале» и культуре памяти в Восточной Европе.

Последние материалы