Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
30 апреля 2009

Памятник убитым евреям Европы / Мемориал уничтоженным евреям Европы (Берлин)

"Мемориал убитым евреям Европы". Источник фото: holocaust-mahnmal.de

Мемориал, посвященный трагедии Холокоста, был построен в 2003 — 2005 гг. по проекту архитектора Питера Эйсенмана.

Он был возведен в историческом и культурном центре Берлина, недалеко от здания Рейхстага, по соседству с посольствами, различными достопримечательностями столицы, что глубоко символично — это подчеркивает его общественный характер, обращенность ко всем гражданам, а также признание Холокоста частью национальной немецкой истории. Важно также само название памятника — «мемориал уничтоженным евреям Европы», что, во-первых, подчеркивает масштаб события (холокост не связан исключительно с Германией), а во-вторых, означает отказ от теоретизаций (слово «холокост» (жервта через огонь) неслучайно отсутствует в названии, ведь в истории изучения прошлого это один из способов наименования случившегося; существуют также другие понятия, например, «шоа» – катастрофа).

Памятник имеет интересную архитектурную организацию — он представляет собой площадь, заставленную 2711 бетонными стелами, высотой от 0 до 4 метров, шириной 0,95 м и длиной 2, 38 м каждая, стелы установлены под углом от 0,5 до 2 градусов. Это особым образом организованное пространство, наполненное объектами кубической формы, оставляет посетителя этого места один на один с собственными знаниями о событии, заставляет задуматься о масштабах и смысле трагедии, при этом не давая прямых подсказок, как этот монумент интерпретировать, не диктуя определенного прочтения. Зритель волен самостоятельно бродить среди бетонных стел, в любое время (мемориал открыт для посещения круглосуточно), без определенного заданного маршрута, воспринимая мемориал и раздумывая над темой, которой он посвящен, исходя из собственных культурных установок. Памятник дает возможность обратиться к реальности прошлого, но не предписывает и не артикулирует специального сценария такого обращения.

На подземном уровне мемориала находится информационный центр, дающий посетителю информацию о масштабах Трагедии — здесь собраны сведения о жертвах, местах уничтожения, памятных местах. Но важно, что сам монумент не использует «подсказок» — он призван аккумулировать уже имеющиеся у зрителя представления о Шоа, создает особое медитативное пространство, позволяющее посетителю остаться один на один со своими переживаниями. Примечательно, что подобный подход к созданию «места памяти» соотносится с представлениями современных историков, философов, психологов, занимающихся проблемами передачи травматического опыта, — они говорят о принципиальной невозможности рассказать, транслировать, любым иным способом поделиться с человеком со стороны воспоминаниями о травме (см., например, реферат книги Джорджо Агамбена «Что останется от Аушвица. Архив и свидетельство», подготовленный Борисом Дубиным). Мемориал, таким образом, не учит истории, не опирается на следы чего-то бывшего в этом месте, но работает с дискомфортом памяти о событии, не поддающемся рациональному осмыслению.

 

 

30 апреля 2009
Памятник убитым евреям Европы / Мемориал уничтоженным евреям Европы (Берлин)

Похожие материалы

24 апреля 2015
24 апреля 2015
В архивах Имперского военного музея в Лондоне нашли и смонтировали рабочие материалы документального фильма Сидни Бернштайна - «German Concentration Camps Factual Survey» («Факты о немецких концентрационных лагерях») режиссёрскую работу Альфреда Хичкока, соединяющую в себе плёнки военных операторов, снимавших освобождение нацистских концлагерей в конце Второй Мировой войны.
17 июня 2016
17 июня 2016
«УИ» публикуют перевод статьи, в которой Марианна Хирш от первого лица объясняет феномен передачи воспоминаний между поколениями.
7 июля 2016
7 июля 2016
Смерть не просто присутствует в моем детстве, смерть гуляла по моему детству как полная хозяйка и делала с моей душой все, что ей было угодно, я даже толком не знаю и не узнаю, что она с ней сделала... Что такое для меня война, гетто, что такое для меня быть евреем? Что такое для меня моя биография, моя жизнь, моя душа, мое сознание, мое мышление? Это, прежде всего, взаимоотношения моей детской души со смертью
28 августа 2014
28 августа 2014
Председатель Пермского «Мемориала» Роберт Латыпов – о деятельности «Перми-36» и «Мемориала», конфликте с местными властями и перспективах развития «государственного музея» на базе, созданной общественным мемориальным центром. Интервью взято в начале августа 2014 года.

Последние материалы