Памятник убитым евреям Европы / Мемориал уничтоженным евреям Европы (Берлин)
Мемориал, посвященный трагедии Холокоста, был построен в 2003 — 2005 гг. по проекту архитектора Питера Эйсенмана.
Он был возведен в историческом и культурном центре Берлина, недалеко от здания Рейхстага, по соседству с посольствами, различными достопримечательностями столицы, что глубоко символично — это подчеркивает его общественный характер, обращенность ко всем гражданам, а также признание Холокоста частью национальной немецкой истории. Важно также само название памятника — «мемориал уничтоженным евреям Европы», что, во-первых, подчеркивает масштаб события (холокост не связан исключительно с Германией), а во-вторых, означает отказ от теоретизаций (слово «холокост» (жервта через огонь) неслучайно отсутствует в названии, ведь в истории изучения прошлого это один из способов наименования случившегося; существуют также другие понятия, например, «шоа» – катастрофа).
Памятник имеет интересную архитектурную организацию — он представляет собой площадь, заставленную 2711 бетонными стелами, высотой от 0 до 4 метров, шириной 0,95 м и длиной 2, 38 м каждая, стелы установлены под углом от 0,5 до 2 градусов. Это особым образом организованное пространство, наполненное объектами кубической формы, оставляет посетителя этого места один на один с собственными знаниями о событии, заставляет задуматься о масштабах и смысле трагедии, при этом не давая прямых подсказок, как этот монумент интерпретировать, не диктуя определенного прочтения. Зритель волен самостоятельно бродить среди бетонных стел, в любое время (мемориал открыт для посещения круглосуточно), без определенного заданного маршрута, воспринимая мемориал и раздумывая над темой, которой он посвящен, исходя из собственных культурных установок. Памятник дает возможность обратиться к реальности прошлого, но не предписывает и не артикулирует специального сценария такого обращения.
На подземном уровне мемориала находится информационный центр, дающий посетителю информацию о масштабах Трагедии — здесь собраны сведения о жертвах, местах уничтожения, памятных местах. Но важно, что сам монумент не использует «подсказок» — он призван аккумулировать уже имеющиеся у зрителя представления о Шоа, создает особое медитативное пространство, позволяющее посетителю остаться один на один со своими переживаниями. Примечательно, что подобный подход к созданию «места памяти» соотносится с представлениями современных историков, философов, психологов, занимающихся проблемами передачи травматического опыта, — они говорят о принципиальной невозможности рассказать, транслировать, любым иным способом поделиться с человеком со стороны воспоминаниями о травме (см., например, реферат книги Джорджо Агамбена «Что останется от Аушвица. Архив и свидетельство», подготовленный Борисом Дубиным). Мемориал, таким образом, не учит истории, не опирается на следы чего-то бывшего в этом месте, но работает с дискомфортом памяти о событии, не поддающемся рациональному осмыслению.
- Сайт мемориала «Памятник убитым евреям Европы»
- Брошюра для посетителей на русском языке (открывается в pdf): о мемориале и подземном информационном центре