Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
19 августа 2011

Воспоминания бывших советских граждан

Свидетельства «простых» и не очень простых людей были опубликованы в книге «В августе 91-го. Россия глазами очевидцев». — М. — СПб: Лимбус-пресс, 1993. Составители В. Маслюков и К. Труевцев. Мы приводим фрагменты из воспоминаний.

«Около восьми часов комбат вернулся и поставил задачу батальону: выдвинуться по Минскому шоссе к Москве и блокировать Калининский и Шелепихинский мосты. Ходили слухи, что в Москве студенческие волнения. Комбат же упомянул про какой-то комитет, проскочила фраза: «Бывший Президент». Но ничего конкретно сказано не было».

Сергей Евдокимов, 36 лет, майор

«Я передал режиссёру программы Елене Поздняк указание, переданное из аппарата Янаева – смонтировать пресс-конференцию так, чтобы убрать трясущиеся руки, растерянный взгляд, бегающие глаза, платок, смех в зале и прочее. Она – мастер своего дела – и могла бы так отретушировать кадры, что никто бы ничего не заметил. Она ответила: “Вот им, пусть все видят”».

Ольвар Какучая, 60 лет, главный руководитель студии информационных программ («Время»)

«Я понял, что если новые власти укрепятся, то предпринимательской деятельности придёт конец, хотя они даже как-то пытались привлечь бизнес на свою сторону. Но их разглагольствования меня не обманули. Я видел, что в состав комитета вошли генералы, что заткнули рты газетам, отключили телевидение. Всё, возвращаемся в эпоху, в которой мы существовали до 1985 года»

Андрей Краевский, 26 лет, экономист, директор малого предприятия

«Я споткнулся и растянулся на дороге, пытаясь не потерять «дипломат» с документами. Рядом со мной на асфальте оказалось ещё двое мужчин, сознательно преградивших своими телами путь танку. Он притормозил, и я почти из-под гусениц взлетел на броню. Следом за мной вскарабкался молодой человек лет двадцати. Мужчина в светлой рубахе продолжал лежать на дороге.»

Владимир Лукашин, 50 лет, инженер, экономист

«К вечеру я стал собирать панков, металлеров, вылавливал трэшеров – набралось человек 100. но хотя рядом и находились друзья, было не особенно весело, что-то щекотало нервы. Это первое настоящее дело в моей жизни, митинги и демонстрации не в счёт. На обыкновенную тусовку не походило, но и о серьёзном я вначале не думал»

Николай Матюшин, ученик 11 класса

«Из окон здания периодически выбрасывают листовки. Почему в руки не раздают – непонятно, наверное, так им кажется, революционнее. Половина листков застревает на балконе или падает в лужи. Толпа мечется за ними от окна к окну. Если за стеклом мелькнёт фигура с седой шевелюрой, начинают скандировать: «Ельцин, Ельцин». Никто толком ничего не знает.»

Александр Щербаков, физик-экспериментатор
 

19 августа 2011
Воспоминания бывших советских граждан

Похожие материалы

14 октября 2016
14 октября 2016
Полагаю, что Мартин с Давидом больше всего ждали как раз этого последнего дня нашего пребывания в лагере. После двух дней тяжелейшей работы – сбивания досок с окон, вырубки кустов, разгребания всяких завалов – их ждала награда.
19 марта 2015
19 марта 2015
Перебирая фонд музея Мемориала «Творчество и быт ГУЛАГа», я вновь натолкнулась на эти акварели — небольшие, прозрачные, очень сдержанные по цвету... И дальше в голове понеслось цепочкой — Тимирев, Анна Васильевна, фильм «Адмирал», Балтика, Кронштадт, «И да пребудут с вами вера, надежда, любовь, но любовь из них — больше», зима, расстрел... Мимо такой судьбы трудно пройти равнодушно. Про Анну Васильевну и Колчака написаны книги и снят фильм, я же хочу рассказать о ее сыне от первого брака, Владимире Тимиреве.
16 января 2017
16 января 2017
19-20 января в Мемориале и Библиотеке киноискусства им. С. М. Эйзенштейна пройдёт конференция «Рынок исторического (со)знания»

Последние материалы