Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
11 июля 2011

Постсоветскую ностальгию научно проанализировали

Источник изображения: gazeta.ru

Исследователи из Высшей школы экономики подвели итоги масштабного исследования, проходящего с 2008 г. и посвященного политическим взглядам российского общества. Ностальгия оказалась потрясающим феноменом: ей подвержены не только пенсионеры, депутаты, военные и бездомные, но и школьники, родившиеся после 1991-го года.

Об исследовании «Постсоветская ностальгия в повседневном дискурсе россиян» (авторы – Валерия Касамара и Анна Сорокина) рассказывает gazeta.ru. Оно основано на анализе около 1000 получасовых интервью с представителями всех слоев общества — школьниками, студентами, военными, работающими, пенсионерами, депутатами Госдумы и бездомными (как взрослыми, так и детьми). Проект реализовывала Лаборатория политических исследований Высшей школы экономики.

У современных россиян легко выделяются симптомы авторитарного синдрома, один из признаков которого – потребность «в сильном патриархальном лидере», а также ксенофобия и неприятие иного. Ключевым элементом этого синдрома, по мнению авторов исследования, является «постимперская ностальгия» или «великодержавный дискурс». Россияне желают восстановления советской державы, это «компенсаторная реакция», объясняющаяся растущим чувством неуверенности в своих силах, одиночества и недоверия россиян друг к другу, полагают авторы исследования.

Постимперская ностальгия, в той или иной форме, проявляется у всех групп опрошенных. Так,

  • школьники воспроизводят советские штампы  типа «Россия — великая держава, которая будет держать в страхе весь мир» и ностальгируют по «дружной семье (советских) народов», где не было межнациональной розни.
  • Студенты «нетоповых» вузов одновременно с критической оценкой действительности говорят об «особом пути России» и величии СССР.
  • Ностальгия по СССР у военных носит «профессиональный» характер; в армии одобряют советский «железный занавес» за отсутствие «мата и разврата».
  • Работающие россияне среднего возраста ностальгируют по СССР по многим причинам, но особенно по атмосфере сплоченности, готовности людей прийти на помощь друг другу.
  • СССР у пенсионеров ассоциируется с многонациональным государством. При этом многие из них нетерпимо относятся к мигрантам из бывших советских республик, которые «отнимают работу у русских».

Главные враги России, уверены многие россияне, – это США, покушающиеся на ресурсы и не дающие России «подняться с колен», а также мигранты.

Исследователи отмечают, что настроения россиян очень напоминают настроения в Веймарской республике — Германии между двумя мировыми войнами: постоянные апелляции к образу врага и тоска по утерянной государственной мощи.

Сами по себе такие настроения «не рассосутся», приводит gazeta.ru слова Валерии Касамары. «Это нарыв, который вскрывается, как это было в Германии, за которым последовало осознание совершенной ошибки и всенародное покаяние».

Чтобы не допустить страшных событий, исследователи советуют политикам изменить риторику, прекратить апеллировать к легко пробуждающимся националистическим эмоциям и говорить о спасении страны.

Источник

 

 

11 июля 2011
Постсоветскую ностальгию научно проанализировали

Похожие материалы

27 июня 2012
27 июня 2012
Как посмертная история образа Богдана Хмельницкого показывает, насколько противоположные по смыслу ассоциации может вызвать противоречивый исторический персонаж XVII века.
3 сентября 2013
3 сентября 2013
Книга Сергея Фирсова о российских «посткоммунистических» святых распадается на две неравные части – чуть более трети занимает рассуждение о религиозных аспектах советского гражданского культа – от сакрализации вождя до коммунистических святцев и календаря. Вторая и большая часть – именно о маргинальных околорелигиозных учениях последних 20 с лишних лет, почитателях «последнего русского императора Михаила», певца Игоря Талькова и прочих «альтернативных» святых.
7 мая 2009
7 мая 2009
Тема войны, военная символика и эстетика имеет в истории советского коммунизма огромное значение. Ещё до революции 1917 партия большевиков представляла собой жёстко иерархическую организацию полувоенного типа, делавшую ставку на вооруженное восстание, насильственный переворот. В Первую мировую войну большевики заняли антивоенную, но не антимилитарную позицию – предполагался переход войны межнациональной в войну классовую.
27 июня 2012
27 июня 2012
Как посмертная история образа Богдана Хмельницкого показывает, насколько противоположные по смыслу ассоциации может вызвать противоречивый исторический персонаж XVII века.

Последние материалы