Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Если мы хотим прочесть страницы истории, а не бежать от неё, нам надлежит признать, что у прошедших событий могли быть альтернативы». Сидни Хук
Поделиться цитатой
11 июля 2011

Постсоветскую ностальгию научно проанализировали

Источник изображения: gazeta.ru

Исследователи из Высшей школы экономики подвели итоги масштабного исследования, проходящего с 2008 г. и посвященного политическим взглядам российского общества. Ностальгия оказалась потрясающим феноменом: ей подвержены не только пенсионеры, депутаты, военные и бездомные, но и школьники, родившиеся после 1991-го года.

Об исследовании «Постсоветская ностальгия в повседневном дискурсе россиян» (авторы – Валерия Касамара и Анна Сорокина) рассказывает gazeta.ru. Оно основано на анализе около 1000 получасовых интервью с представителями всех слоев общества — школьниками, студентами, военными, работающими, пенсионерами, депутатами Госдумы и бездомными (как взрослыми, так и детьми). Проект реализовывала Лаборатория политических исследований Высшей школы экономики.

У современных россиян легко выделяются симптомы авторитарного синдрома, один из признаков которого – потребность «в сильном патриархальном лидере», а также ксенофобия и неприятие иного. Ключевым элементом этого синдрома, по мнению авторов исследования, является «постимперская ностальгия» или «великодержавный дискурс». Россияне желают восстановления советской державы, это «компенсаторная реакция», объясняющаяся растущим чувством неуверенности в своих силах, одиночества и недоверия россиян друг к другу, полагают авторы исследования.

Постимперская ностальгия, в той или иной форме, проявляется у всех групп опрошенных. Так,

  • школьники воспроизводят советские штампы  типа «Россия — великая держава, которая будет держать в страхе весь мир» и ностальгируют по «дружной семье (советских) народов», где не было межнациональной розни.
  • Студенты «нетоповых» вузов одновременно с критической оценкой действительности говорят об «особом пути России» и величии СССР.
  • Ностальгия по СССР у военных носит «профессиональный» характер; в армии одобряют советский «железный занавес» за отсутствие «мата и разврата».
  • Работающие россияне среднего возраста ностальгируют по СССР по многим причинам, но особенно по атмосфере сплоченности, готовности людей прийти на помощь друг другу.
  • СССР у пенсионеров ассоциируется с многонациональным государством. При этом многие из них нетерпимо относятся к мигрантам из бывших советских республик, которые «отнимают работу у русских».

Главные враги России, уверены многие россияне, – это США, покушающиеся на ресурсы и не дающие России «подняться с колен», а также мигранты.

Исследователи отмечают, что настроения россиян очень напоминают настроения в Веймарской республике — Германии между двумя мировыми войнами: постоянные апелляции к образу врага и тоска по утерянной государственной мощи.

Сами по себе такие настроения «не рассосутся», приводит gazeta.ru слова Валерии Касамары. «Это нарыв, который вскрывается, как это было в Германии, за которым последовало осознание совершенной ошибки и всенародное покаяние».

Чтобы не допустить страшных событий, исследователи советуют политикам изменить риторику, прекратить апеллировать к легко пробуждающимся националистическим эмоциям и говорить о спасении страны.

Источник

 

 

11 июля 2011
Постсоветскую ностальгию научно проанализировали

Похожие материалы

30 июня 2011
30 июня 2011
Опрос россиян о жертвах репрессий провел Левада-центр в середине мая
27 сентября 2010
27 сентября 2010
27 сентября 1935 года был начат монументальный советский проект по истории повседневности, который был повторен через 25 лет: описание одного дня из жизни мира
9 мая 2010
9 мая 2010
Государственный заказ на создание фильма о Великой отечественной войне режиссер М. Чиаурели и писатель-сценарист П. Павленко получили вскоре после выхода фильма «Клятва». Идея увековечить на кинопленке военную мудрость генералиссимуса принадлежала самому Сталину: он продиктовал министру кинематографии СССР И. Большакову план цикла кинокартин под общим названием «Десять сталинских ударов». По этому плану было реализовано всего три «удара»: фильмы «Третий удар» И. Савченко (1948), «Сталинградская битва» В. Петрова (1949) и «Падение Берлина» М. Чиаурели (1949). Для этих фильмов советские критики придумали особый жанр – «документальная драма» (то есть в них нужно было видеть «правду о войне», воссозданную средствами игрового кино).
29 апреля 2010
29 апреля 2010

Последние материалы