X школьный конкурс: Академия-школа и Церемония награждения
26069 исторических работ, написанных старшеклассниками, – таков архив конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», собранный за десятилетие его существования. 472 исследования стали призовыми. В качестве авторов попробовали себя более 30 тысяч ребят из всех регионов России.
Несмотря на то что за эти годы появились новые конкурсы, посвящённые отечественной истории, престиж мемориальского конкурса не упал. В соответствии с названием, его главной отличительной чертой остаётся внимание к конкретному человеку, к правде его жизни и судьбы. С этим связана опора на личные свидетельства и семейные документы – именно через них глубже всего раскрывается неофициозная, неотретушированная, полная трагических противоречий история нашей страны.
В юбилейном 2008/2009 году поступило 2288 работ из более чем тысячи городов, поселков и деревень России. 53 молодых человека – авторы 40 работ-победительниц – были приглашены в Москву на церемонию награждения.
С 4 мая вместе с педагогами и вожатыми старшеклассники жили в гостинице «Восход», знакомились, готовили стендовые презентации своих исследований, участвовали в беседах с мемориальскими историками. 6 мая они побывали на выставке «Времена не выбирают (творчество в лагерях и на воле)» в Московском доме художников и на экскурсии в «Мемориале».
Торжественная церемония награждения проходила в Центре Союза театральных деятелей РФ «На Страстном» 7 мая.
Утром в фойе Театрального центра ребята представляли публике свои работы, сгруппированные на стендах по темам: «Жить стало веселей» (30-е годы), «Хотелось бы всех поимённо назвать…» (жертвы репрессий социализма), «Так близко – так далеко» (судьбы регионов, поселков, деревень, церквей), «Семейных судеб лоскутки» (семейная история), «Человек – один из людей» (личные судьбы), «Война: мифы и реальность» (от Великой Отечественной до Второй Чеченской).
Борис Скрябин из села Быково Липецкой области приготовил отдельный стенд из фотографий к своему исследованию «Солдата расстреляли, семью сослали…». Цветные рисунки Вадима Гаврилова из Пензы к работе, написанной им с Оксаной Данилиной, «Поиски исчезнувшего концлагеря. Место поиска – гос. архив» по технике и манере напомнили посетителям знаменитые лагерные рисунки Евфросиньи Керсновской. Привлекла внимание грустная и ироничная работа Дарьи Губарёвой и Дарьи Козловой из села Новый Курлак Воронежской области «Курлакские руины социализма» о плачевной судьбе «национальных проектов» недавнего прошлого в их родном селе. Дембельский альбом сегодняшнего срочника стал темой работы Станислава Рожнева из Кирова «Дембельский альбом, или 100 дней до приказа». Мария Ткаченко из Борисоглебска Воронежской области так эмоционально рассказывала о героях своей работы «‘Нам песня строить и жить помогает’, или Параллельные миры», что даже расплакалась… Ее исследование посвящено «альтернативным» песням советского периода – не тем, которые звучали в кино и на радио, а дворовым, солдатским, лагерным, студенческим, пародийным.
Церемонию награждения открыла главный идеолог и организатор конкурса, руководитель молодежных программ Международного «Мемориала» Ирина Щербакова. Она передала поздравления от бессменного председателя Жюри конкурса, академика Сигруда Оттовича Шмидта, которого удержало дома состояние здоровья.
«10 лет не пролетели как один день, – сказала Ирина Щербакова. – От конкурса к конкурсу менялась ситуация в стране, и не только. Первые работы ещё печатались на машинке и даже приходили в рукописи. К одной из работ было приложено письмо: ‘Извините, что мы опоздали. Дело в том, что печатная машинка находится в соседней деревне, а дорогу занесло снегом, и мы смогли отпечатать нашу работу только с десятидневным опозданием’. Теперь все работы набираются на компьютере, и это лишь одно из тех больших изменений, которые произошли. Более глубокие изменения затрагивают рамки периода, обозначенного в нашем названии. Видимо, со следующего года их придётся менять. ХХ век уходит, и если в самом начале конкурса были живы свидетели 30-х годов, то теперь бабушки и дедушки наших авторов – дети 40-х. История отдаляется, становится всё более мифологичной, и мы это очень хорошо чувствуем. Нельзя не сказать и о том, что, начиная наш конкурс в 1999 году, мы были уверены, что перемены в сознании необратимы и нашим детям никогда больше не будут объяснять, сколько позитивного сделала советская власть и как индустриализация и полеты в космос оправдывает любые преступления той эпохи. Мы не думали, что наших детей снова будут подталкивать к тому, чтобы слово Россия ассоциировалось не просто с определенными именами, а чтобы эти имена символизировали собой власть. И всё-таки, как бы кто не пытался переписать историю и даже учебники, наш конкурс свидетельствует, что человеческая память жива, никуда она, слава Богу, не девается. 30 тысяч работ, пришедших к нам за эти 10 лет, – это даже не 30 тысяч имен, а в десятки раз больше, и я бы сказал, что в совокупности все они и есть ‘имя России’. Без каждого из них, говоря словами Андрея Платонова, народ не полный».
Церемонию вели молодые московские актёры Александра Ребенок и Кирилл Кяро.
Наиболее остро прозвучало поздравление одного из основателей «Мемориала», создателя и почетного президента Российского государственного гуманитарного университета Юрия Афанасьева: «Дорогие друзья! Я действительно имел честь стоять у истоков этого конкурса и принимал участие в церемониях награждения его победителей. Сегодня я пришёл, чтобы поздравить победителей с этим огромным успехом, поздравить организаторов этого конкурса и тех, кто по духу им близок. Они дают мне надежду на то, что, может быть, ещё не всё потеряно. Я говорю это вполне осознанно, будучи при полном здравии, как человек, которому уже восьмой десяток, и глядя на тех, кто получает дипломы и грамоты, кому 16-17 лет, хотел бы сказать буквально несколько слов о том, что я думаю об этих словах: ‘Россия’, ‘ХХ век’ и ‘человек в истории’. Я хочу это сказать, что называется, как на духу, без вранья, потому что врать уже не хочется, да и нужды нет никакой. История России как таковая и история Советской России и Советского Союза в частности остаётся по сегодняшний день принципиально фальсифицированной историей. Конечно, не в том смысле, что ничего адекватного об отечественной истории не написано. Написаны отдельные страницы, даже есть целые книги, есть книги гениальные, особенно в литературе. А в исторической науке такие книги исчисляются буквально единицами. Я имею в виду принципиально фальсифицированную историю в том смысле, что вот эти страницы и гениальные книги на сегодняшний день не стали достоянием общественного сознания России. Из-за этого российское общество остается совершенно и принципиально неспособным к самокритике своего собственного исторического опыта. Из-за этого общество – лучше бы я сказал не общество, а общественное устройство, которое мы имеем, – оно неспособно к саморазвитию и самоорганизации. Из-за этого русская культура или русская цивилизация – кому как больше нравится, – деградирует, катится к вымиранию. Это не значит, конечно, что непременно наступит смерть и русской культуры, и русской цивилизации, и это уж совсем не значит, что я готов порассуждать относительно обозримых сроков этого трагического конца. Я хочу лишь сказать, что принципиально именно так, именно в этом направлении складывается вектор социальной динамики. И именно это должно произойти, если не обретёт наше общественное устройство критического отношения к своему историческому опыту. Свидетельством этого являются две величайшие катастрофы мира, две революции или два крушения: 1917 года и 1991 года. Причем, произошли эти крушения не в ночь с 24 на 25 октября первое, а второе – не в Беловежской пуще. Эти крушения, эти катастрофы произошли после этих дат, в следствие этих дат, и выразились они в том, что после 17 года Россия была отброшена в архаику на несколько веков; так же произошло и после развала Советского Союза. Мы ещё из-за того, что у нас так протянулась история, не научились видеть толком откат в архаику, деградацию, примитивизацию общества. Но это, к великому сожалению, происходит. Когда мы говорим о таких вещах как коррупция, «откат», рейдерство – это есть самая что ни на есть классическая примитивизация отношений в общественном устройстве. И, наконец, человек в ХХ веке – о нём тоже надо сказать правду. Врать не хочется, да и Боженька не велит. Так вот, этот человек научился адаптироваться ко всем мерзостям, которые происходили и происходят в истории. Причем, научился ещё до 17 года, но особенно преуспел в ХХ веке. Адаптироваться к мерзостям – это не значит, конечно, что Россию населяют подлецы. Но это означает, что Россию населяют люди, которые готовы стать подлецами. И многие из них становятся такими подлецами. Я думал, уместно ли говорить на таком торжестве победителям конкурса те слова, которые я только что произнес? И я всё-таки решил, что самое место им именно здесь. Может быть, у тех, кому сейчас 16-17 лет, есть какой-то резерв и возможность предотвратить и сыграть позитивную роль в этом императиве. Или самообман, неспособность к критике исторического опыта и последующая гибель русской цивилизации».
Это выступление нашло полемический ответ. Перед завершением церемонии Ирина Щербакова заметила: «Мы всё время говорим о человеке в истории. Сегодня здесь в зале находится человек, к которому эти слова применимы в их самом высоком значении. Я прошу выйти к нам и сказать несколько слов Павла Литвинова».
Кроме авторов работ, награды получили лучшие учителя и координаторы конкурса.
Торжественную церемонию завершили большой праздничный торт и фуршет.
8 мая ребята совершили автобусную экскурсию по Москве, побывали в Новодевичьем монастыре и его некрополе, а также в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и в храме Христа-Спасителя.
Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» и его партнеры – Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачёва, Союз краеведов России и Кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета – объявляют открытым XI ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век».
Конкурс входит в международную сеть «Eustory», которая объединяет 20 европейских исторических конкурсов.
Основные спонсоры конкурса: Правительство Москвы, Фонд «Память, ответственность и будущее» (ФРГ), Фонд имени Генриха Бёлля (ФРГ), Фонд Форда (США), Фонд Фридриха Науманна (ФРГ), Исследовательский центр «Жизнь и судьба» (Италия), Фонд Михаила Прохорова (РФ).
Конкурс поддерживают: Общественная инициатива «Гражданин и армия», Благотворительный фонд РЕК, Евроазиатский еврейский конгресс, Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства, Театральной центр СТД РФ (ВТО) «На Страстном», Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, издательство «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), агентство «ФотоСоюз», журналы «Отечественные записки», «Знание – сила», «Преподавание истории в школе», газеты «Литература» («Первое сентября»), «Новая газета», радиостанция «Серебряный дождь», интернет-издание www.stengazeta.net.
Николай Гладких,
Международный «Мемориал»