Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
8 февраля 2011

Как проходят в России «Уроки мужества»

Фото на память после Урока мужества. Элементы военно-патриотического воспитания: учителя, советские мемориалы, театрализованные инсталляции, георгиевские ленточки, представители РПЦ. Источник фото: blago-mepar.ru

С конца января по 23 февраля во многих российских школах проходят «Уроки мужества». Они являются частью «месячника военно-патриотической работы», который в свою очередь является частью государственной программы по «патриотическому воспитанию граждан РФ». Проведение уроков мужества – директива Минобрнауки; оно же разработало учебный материал. Патриотизм неотъмлемо связан со «служением Отечеству», а также с брежневским дискурсом о войне (тем вариантом памяти о войне, который сложился в позднесоветский брежневский период)

Сценарии «уроков мужества»: творчество учителей

«Уроки мужества», обычные для советских школ 1970-х и 1980-х и исчезнувшие на десятилетие, появились вновь в 2000-х (причем не только в России, но и в других странах постсоветского пространства, в частности Украине и республике Беларусь) и зачастую они представляют собой внеклассные занятия со сценарием, разработанным учителем истории. Урок может быть посвящен определенной теме – героическому военному сюжету (Сталинградская битва, оборона Ленинграда, битва за Москву) или обращаться к закрепившемуся символическому ряду памяти о войне:

«Стена затянута красной тканью. Часть ткани расписана в виде старой разрушенной взрывами кирпичной стены, опутанной колючей проволокой. На кирпичах чёрным написаны цифры погибших, пропавших без вести и др. данные. В центре стены изображение памятника Мамаева-Кургана — тянущая из земли рука с факелом. Вверху стены косяк журавлей. Желательно сделать их объёмными. На сцене в ряд установлены три больших гильзы, куда в конце каждой тематической части устанавливаются цветы как дань памяти павшим».

В занятие нередко включаются классические советские военные песни («Священная война»), а также «мужественные» песни Высоцкого, Розенбаума; иногда используется видео (и это скорее не хроника). Театральные элементы присутствуют не только в оформлении; ученики также участвуют в действии, исполняя фрагменты песен, цитируя стихотворения или рассказывая «о подвигах солдат и командного состава».

«Учащиеся рассказывают о подвигах солдат и командного состава.
Снайпер Пётр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за 1000. Пётр Гончаров продолжал учувствовать в боях и погиб под Кривым рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)»

«Подготовка к классному часу: мультимедийная презентация, оформление выставки книг.
Учащиеся готовят сообщения о мужестве советских солдат в дни Сталинградской битвы.
Группа чтецов подбирает стихи о войне, мужестве, героизме.
Группа музыкальных оформителей – песни о войне.»

Любопытно, что художественные фильмы, песни и современные клипы используются в качестве исторического иллюстративного материала; при этом разница и расхождение между историческим фактом (историческим событием) и его интерпретацией исчезает, а вопрос об особенностях памяти о прошлом (вопрос о ее неоднородности, множественности источников и взглядов, вопрос о ее изменчивости во времени, о ее тесной связи с советской, а теперь российской исторической политикой), похоже, не артикулируется вовсе. История войны предстает полным, целостным, непротиворечивым эпосом, в котором место жалости и сочувствия простым людям занято Великой Скорбью о Героях, а повседневный экзистенциальный опыт закрыт универсальными клише о суровых фронтовых буднях.

Урок может иметь дискуссионную часть, в ходе которой, например, обсуждается героический поступок. Подвиги, впрочем, всегда Великие, а память Священная, при этом складывается несколько парадоксальная ситуация: правильно воспитанный патриот должен служить Отчизне и быть готовым защищать ее и отдать по требованию свою жизнь, одновременно, поясняя смысл занятия, школьников призывают «помнить, чтобы не повторить».

Ветераны: участники, но не свидетели

В качестве приглашенных гостей в уроках участвуют ветераны ВОВ (подробнее о фигуре ветерана, причудливо соединяющего личную, семейную и государственную память о войне – в статье Бориса Дубина), а также – и это со временем происходит все чаще – ветераны «локальных войн» в Афганистане и Чечне, которые постепенно замещают ветеранов ВОВ. Случается, впрочем, хотя это скорее исключение, что «другая война» становится главной темой, как, например, на занятии «”Солдат войны не выбирает…”. Об участниках боевых действий в Афганистане и Чечне, о моряках с подводной лодки “Курск”». (На урок, особенно к контексте Дня защитника Отечества, также могут быть приглашены военные, люди в форме, бойцы ОМОНа). Ветеранский нарратив служит в качестве «живого слова», однако отточенный в выступлениях и практически дословно известный заранее он становится одной из ряда других возможных (аудио)вставок, врезок.

«Ведущий: На нашем празднике сегодня присутствуют гости — ветеран ВОВ Ерцев Алексей Михайлович и Кругаль Галина Романовна — бывший узник концентрационного лагеря. Они расскажут вам сейчас о войне, о её ужасах, обо всех испытаниях, через которые они прошли, о мужестве людей, которые защищали от врагов свою Родину. Предоставляю им слово.

(выступление ветеранов)

Ведущий: Спасибо вам!
Всё, что будет далее происходить в этом зале — для вас.

Заставка «Прощание славянки»

(Под музыку дети выходят на сцену)

- «…22 июня 1941 года в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны регулярные войска германской армии напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря…»»

отрывок из сценария праздника ко Дню Победы и ко Дню защитника Отечества

«Мы желаем вам всего самого лучшего на этом благородном и достойном пути!
Короткое напутствие ветерана Великой Отечественной войны (участника локальных вооруженных конфликтов) или директора школы.»

отрывок из плана урока, рекомендуемого Минобрнауки

Война становится предельно абстрактным явлением, основанным на обобщенном образе врага и обобщенном же героизме, с размытой зоной ответственности. Подразумевается, что милитаристские ценности имеют бесспорный, универсальный характер, а взгляд на происходящее на уроках мужества как на пропаганду, которая является важным ресурсом, а иногда даже источником военных конфликтов, отсутствует. Нет цели научить школьника противостоять пропаганде и самому принимать ответственные решения, напротив, индивидуализм объявляется недостатком, с которым необходимо бороться. По сути, ответственное решение возможно только одно – внимательно слушать зов родины (в этом могут помочь местные организации патриотической направленности, а также представители власти)

Впрочем, если урок проходит без четкого плана, он может быть весь посвящен встрече с героем–молодым ветераном, который хорошо осознает свою миссию в системе образования по воспитанию патриотов и выстраивает рассказ в соответствии с ней: на войне случается много историй (некоторые из них он рассказывает на уроке), но служение Отчизне (единение с государством)  – это безусловный долг. Степень ответственности государства (оценка необходимости «локальных» войн, компенсация жертвам–мирным жителям, социальные льготы ветеранам, поддержка инвалидов и т.д.), как и мера ответственности участников военных действий при этом не обсуждается.

Уроки мужества – в памятные дни

Расписание уроков мужества связано с памятными датами: это может быть май (9 мая – День Победы), февраль (23 февраля – День защитника Отечества), а также – и это важное нововведение – в сентябре (1 сентября – День знаний и первый школьный день после летних каникул). Последнее придает урокам мужества не только исключительную содержательную значимость («Знание о войне священно»), но и формальную, образовательную: это первый, главный, установочный урок.

План Урока мужества от Минобрнауки

Проведение уроков мужества в День знаний инициировано Минобрнауки. В 2010 г. был разработан подробный сценарий – военно-патриотическое воспитание окончательно встало на поток и получило громоздкое бюрократическое оформление. План «Урока мужества» (в официальных и нормативных документах он всегда с большой буквы) готовился ДОСААФом России (Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту) и согласовывался с Минобрнауки летом 2010 г. В распоряжении председателя ДОСААФ о подготовке урока указано, что «определить образовательные учреждения и порядок проведения Урока с максимальным охватом учащихся» должны были председатели региональных отделений ДОСААФ  и руководство региональных органов Минобрнауки.

Тогда же (в августе 2010 г.) руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, была разослана директива Минобрнауки (Департамента воспитания и социализации детей) «О проведении уроков мужества, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне» с опорой на материалы ДОСААФ. Директива имела приложение на 9 листах — материал для урока. Вот его краткий конспект:

До начала урока (за 7-10 мин.) звучат песни о Великой Отечественной войне.

Приводятся слова Карамзина, автора «Истории государства Российского», «который опирался не только на глубокие знания, но и на чувства патриотизма»: «Знаю, вам нужно беспристрастие историка: простите, я не всегда мог скрыть любовь к Отечеству…». Перечисляются писатели-патриоты: Достоевский, Белинский, Пушкин.
 
Дается напутствие молодым людям: «Преодолеть эгоцентризм, индивидуализм, стремление к потребительству помогает участие в общественных объединениях, особенно патриотической направленности». Далее начинается рассказ о настоящем и прошлом ДОСААФ (в 1927 г. — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР (ОСОАВИАХИМ)) как о «школе патриотов». Следует изложение довоенной и военной истории организации:

«В годы военных испытаний неувядающей славой покрыли себя воспитанники оборонного Общества. Тысячи из них были награждены за боевые подвиги, мужество и отвагу орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза. В их числе легендарные Зоя Космодемьянская, выпускница 201-й московской школы, и летчик Алексей Маресьев, рядовой Александр Матросов и сержант Яков Павлов, знаменитые летчики-асы трижды Герои Советского Союза Александр Покрышкин и Иван Кожедуб, отважные моряки дважды Герои Советского Союза Нельсон Степанян и Александр Шабалин, Валентин Сафронов и Алексей Ижукин».

Отмечается, что «Нам важно знать и помнить о своих дедах, прадедах, о том, как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали».

В завершающей части урока мужества предлагается проинформировать учащихся о деятельности ДОСААФ в настоящий период времени, о его целях, деятельности и перспективах, а также уникальности:

«Общественно-государственный статус организации уникален: общественный статус позволяет сделать работу массовой и интересной, а государственный статус наделяет организацию необходимыми государственными функциями и полномочиями. Это решает задачу молодежной политики организации: дать Вооруженным Силам призывника, способного полноценно решать боевые задачи с первых недель службы, а нашей стране — физически и духовно развитого патриота»

Приводится информация о региональных центрах военно-патриотического воспитания, а также о взаимодействии с РПЦ:
«Свою роль и место в создании общегосударственной системы допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи ДОСААФ видит в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью. А недавно небесным покровителем ДОСААФ России избран святой благоверный великий князь Александр Невский».

В заключении урока должно прозвучать «короткое напутствие ветерана Великой Отечественной войны (участника локальных вооруженных конфликтов) или директора школы».

Проведенные мероприятия, вероятно, подлежат строгой отчетности. Так, например, в приказе Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия о проведении уроков мужества имеется соответствующая форма.

Все представленные выше сценарии уроков мужества, разработанные государственными чиновниками или сочиненные школьными учителями, представляют собой идеальные проекты. В Приложении I собраны видеорепортажи, рассказывающие о патриотическом воспитании школьников и «плодотворном единении образования, ветеранов и государства» – уроки мужества нередко посещают местные депутаты и представители власти; сюжеты обычно показываются по местному телевидению и также являются своеобразной формой отчета. Однако в школьной реальности есть еще одна сторона – школьники, которые, хотя и являются объектом государственной заботы и военно-патриотического воспитания, могут не подозревать об этом, воспринимая урок мужества как строчку в расписании занятий. Высказывания современных школьников, посетивших в собственных школах подобные уроки, собраны в Приложении II.

Документы:

Сценарии «Уроков мужества»:

По теме:

Подготовила Юлия Черникова

Похожие материалы

24 сентября 2010
24 сентября 2010
Фотографии в советской прессе – важный ресурс советского проекта и источник для его анализа
1 апреля 2015
1 апреля 2015
Международный Мемориал приглашает учителей Москвы и Московской области принять участие в круглом столе «Формы проектной и внеклассной работы по истории России ХХ века», который состоится 14 апреля 2015 г. в 17:00 по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, д. 5/10.
11 октября 2016
11 октября 2016
Михаил Мельниченко о перезапуске «Прожито», новых горизонтах проекта, роли дневников в образовании, личном отношении к личным текстам и выходе в оффлайн
8 августа 2011
8 августа 2011
Информация о книге П.И. Дятленко "Реабилитация репрессированных граждан в Кыргызстане (1954-1999 гг.)" и автореферат диссертации автора

Последние материалы