Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
16 сентября 2010

Информационно-выставочный центр «Топография террора» (Берлин)

Центр «Топография террора». Источник изображения: demotix.com

Проект «Топография террора» существует в Берлине с 1987 г., когда в полуразрушенных подвалах гестапо открыли выставку о преступлениях нацистов. В 2010 г., наконец, для центра построено специальное здание. Главная цель – «сделать наглядной и доступной информацию о становлении и преступных действиях режима национал-социалистов»

Общая информация

Новое здание центра «Топография террора» располагается на месте бывших штаб-квартиры тайной государственной полиции – гестапо, гестаповской тюрьмы и, начиная с 1939 года, – штаб-квартиры имперской службы безопасности. Все это было частью репрессивного аппарата нацистов: здесь не только непосредственно осуществляли пытки, но и планировали важнейшую для нацистов миссию – уничтожение евреев, холокост.

Основная экспозиция занимает внушительную площадь – более 800 м2. Она рассказывает о центральных институтах и учреждениях СС, о полиции в «Третьем Рейхе» и устройстве системы государственного насилия во время нацистского режима. Кроме того, она показывает преступления, которые совершали нацисты. Но центральное место в экспозиции занимает не только изображение системы террора, но и рассказ о его жертвах и различных группах жертв.

Отдельная часть экспозиции посвящена Берлину: «Берлин 1933–1945. между пропагандой и террором».

Кроме того, в информационно-выставочный центр «Топография террора» входит документационный центр «Подневольный труд в период национал-социализма», расположенный на территории сохранившейся «исторической застройки» – жилых бараков бывшего лагеря для «лиц подневольного труда Шёневайде GBI-Lager 75/76». Центр до сих пор находится в стадии становления и развития, он заинтересован в международных контактах со школами, исследователями, мемориальными комплексами. Подробнее о нём – здесь (на русс.яз. в формате pdf)

«Топография террора»: места памяти и проработка прошлого

Возникновение центра «Топография террора», изменение его формы и статуса тесно связаны с изменениями отношения к прошлому в немецком обществе – c денацификацией и «проработкой прошлого».

Во время национал-социализма в том месте, где сейчас находится центр «Топография террора» работали 7000 сотрудников. Только трое из них были после войны осуждены немецким правосудием. Гестаповская тюрьма и остальные здания были уничтожены – о нацистском прошлом никто тогда не хотел вспоминать. В 1982 году историк Кристине Фишер обнаружила на этом месте пивную и свалку:

«Это было, как и во многих других случаях в истории ФРГ: следы нацистской истории никто не хотел видеть и вообще замечать. На этом месте оставшиеся следы истории нацистского периода были сознательно уничтожены. Было стыдно видеть, как выглядело в 1982 году это место страданий и ужаса. Мы собрали тогда группу из 50 человек и начали символические раскопки в поисках следов истории. Это была демонстрация, и она подействовала: городские власти санкционировали официальные раскопки, и в результате были отрыты подвалы гестапо, которые мы сегодня видим.»

Среди тех, кто поддержал тогда Кристине Фишер, был историк и директор нынешнего центра «Топография террора» Андреас Нахама. Пять лет борьбы Кристине Фишер и Андреаса Нахамы привели к тому, что с 1987 года на стенах подвалов гестапо под навесом была размещена экспозиция из фотографий и других документов о преступлениях нацистов. Ежегодно эту выставку под открытым небом посещало более полумиллиона берлинцев и гостей города.

«Я надеюсь, что все, кто будет сюда приходить, будут делать это с чувством собственного достоинства, не опуская головы. Это не место поминовения жертв. Это место исторической памяти и учебы. Мне кажется, что нам удалось создать на месте некогда открытой раны нечто вроде шрама истории. Прохожий споткнется взглядом об эту территорию, где нет зелени, где все серо, – и это именно то, чего мы хотим достичь. Мы хотим напоминать о том, как хотя и слабую, но действовавшую демократию Веймарской республики удалось в течение 120 дней превратить в диктатуру. Мы хотим напомнить: то, что произошло однажды, может произойти еще раз.»

Андреас Нахама, директор центра «Топография террора»

Фильм «Топография террора» (на англ. яз.): история, место и память о месте

Дополнительные материалы:

 

16 сентября 2010
Информационно-выставочный центр «Топография террора» (Берлин)

Похожие материалы

5 апреля 2016
5 апреля 2016
«Спилберг в „Списке Шиндлера“ предлагает нам интересный тезис о том, что кто угодно может стать героем. Мой тезис кажется мне гораздо более интересным: кто угодно может думать, что он герой». Эррол Моррис, режиссёр документального фильма «Мистер Смерть: взлёт и падение Фреда Лейхтера-младшего».
14 февраля 2012
14 февраля 2012
В 2012 г. в кинотеатрах мира начался показ польского фильма «В темноте», воссоздающего реальный эпизод из жизни оккупированного немцами Львова. По сюжету, рабочий канализации за деньги спасает группу евреев, однако основанные на коммерции отношения постепенно перерастают в жизненную драму
12 февраля 2010
12 февраля 2010
Историческая политика современной Латвии: популистский исторический нарратив, способы переосмысления прошлого, работа со школьниками, возможности музеев.

Последние материалы