Всё о культуре исторической памяти в России и за рубежом

Человек в истории.
Россия — ХХ век

«Историческое сознание и гражданская ответственность — это две стороны одной медали, имя которой – гражданское самосознание, охватывающее прошлое и настоящее, связывающее их в единое целое». Арсений Рогинский
Поделиться цитатой
13 сентября 2010

«Отдел»: фильм о советских философах, «шестидесятниках» и иллюзиях

Источник изображения: tvkultura.ru

Документальный многосерийный фильм Александра Архангельского «Отдел» можно посмотреть на канале «Культура» и в интернете. Восемь серий повествуют об уникальном сообществе интеллектуалов-шестидесятников, каждый из которых внёс значительный вклад в развитие отечественной философской мысли и одновременно нащупал границы советской системы

О фильме (анонс):

В 1966 году в СССР был создан Институт международного рабочего движения. Волею случая в нём образовалось уникальное сообщество интеллектуалов. Мераб Мамардашвили, Юрий Замошкин, Эрих Соловьев, Юрий Карякин, Виталий Вульф, Юрий Давыдов – все они были сотрудниками отдела, занимающегося изучением проблем общественного сознания.

«Они испытывали очень важную иллюзию, что советскую систему, цену которой они уже все поняли, и марксистскую идеологию, доверия к которой было всё меньше, можно преобразовать изнутри», – говорит автор проекта Александр Архангельский.

«Отдел» объединял культурную элиту того времени. Всё это было в духе эпохи: образовался «Кружок Замошкина», куда входили Александр Зиновьев, Борис Грушин, Александр Пятигорский; стали стихийно складываться неформальные объединения художников, артистов, литераторов.

1968 год стал переломным в существовании «отдела»: «Пражская весна» и письмо Владимира Лукина с протестом против её подавления. Эти события разрушили иллюзии переделать советскую систему изнутри. Тот «отдел», который стал знаковым для эпохи 60-х, своё существование прекратил.

«Одним из главных испытаний для героев фильма стала публикация романа Александра Зиновьева «Зияющие высоты», – считает Александр Архангельский. В нём был подвергнут осмеянию не только мир официальной философии, но и персонально Мамардашвили, Карякин, Грушин, Щедровицкий… Раскол был полный, разъединённость ощущалась всё острее…

В дальнейшем их пути окончательно разойдутся: Мамардашвили посвятит свою жизнь философии, Зиновьев напишет фундаментальные труды по логике, Грушин внесёт неоценимый вклад в становление социологии, как научной дисциплины в нашей стране, Щедровицкий создаст основы методологической науки… Но пока они твёрдо намерены обновить язык советской философии; их совместное творчество даёт надежду на прорыв.

  • Автор фильма Александр Архангельский рассказывает об «Отделе»:

«Ведь это же поколение, которое на философский <…> поступило между 49-м и 52-м, то есть при жизни Сталина, до всякого XX Съезда. Тогда не могла зародиться никакая свободная мысль. А дальше начинаем тянуть ниточку – а что с ними потом было, а что они делали в журнале с таким диким названием, как «Проблемы мира и социализма» в Праге, а потом – а что с ними в 70-е? И так выясняется, что бывают чудеса исторические. Вот нет никаких предпосылок, ни малейших условий, а люди, тем не менее, живут своей жизнью. И наблюдать за этим невероятно интересно.»

Подробная информация обо всех фильмах, а также видео – на сайте телеканала «Культура»:

Фильм 1-й «Счастливая завязка»

К середине 60-х в СССР сложился слой либеральной номенклатуры, которая отказалась от сталинских принципов и выбрала путь бюрократического лавирования. Сотрудники вверенных ей институтов могли заниматься свободной интеллектуальной деятельностью. Особую роль в этом играл куратор института, высокопоставленный сотрудник международного отдела ЦК КПСС Анатолий Черняев. В фильме рассказывается биография Т. Тимофеева — сына генерального секретаря компартии США; приводятся примеры царившей в ИМРД вольницы, звучит бардовская песня, написанная в те годы Э. Соловьевым. В фильме участвуют: В. Вульф, Т.Тимофеев, С. Айвазова, О. Генисаретский, Э. Соловьев, В. Кантор и др.

Фильм 2-й «Рождение свободной мысли»

Происходящее в ИМРД с 1966 по 1968 год удивительно. Но еще удивительнее то, что будущие ключевые сотрудники института сложились как философское поколение не после 20 съезда, а в самый мрачный период сталинской агонии, между 1946 и 1956 годом. Предшественником Отдела, стало Отделение — философский факультет МГУ, где учились: Мераб Мамардашвили, Карл Кантор, Юрий Левада, Юрий Карякин, Борис Грушин, Георгий Щедровицкий; чуть старше — Александр Зиновьев, Эвальд Ильенков, чуть младше — Нелли Мотрошилова, Эрих Соловьев.

Фильм 3-й «Позолоченная эмиграция»

Прежде чем собраться в Институте международного рабочего движения, многие его будущие сотрудники прошли через “чистилище” еще одного удивительного заведения послесталинской эпохи. Журнал “Проблемы мира и социализма”- совместное издание коммунистических партий всех стран, редакция которого находилась в Праге. Именно здесь люди поколения Мамардашвили напрямую соприкоснулись с реальной политикой, начали напрямую взаимодействовать с самыми известными левыми мыслителями Запада — от Сартра до Маркузе. И получили косвенное представление о европейской жизни, разомкнули свое сознание в еще одну сферу. Обо всех деталях мы узнаем из интервью Н. Грушиной, В. Лукина, И. Зориной — одной из сотрудниц пражской редакции (ныне живущей в Праге) и других непосредственных участников событий. Используются архивные съемки Юрия Карякина, Александра Пятигорского.

Фильм 4-й «Искусство жизни под водой»

Вокруг Института международного рабочего движения возникло особое культурное пространство, в частности “кружок Замошкина”. В крохотной квартирке молодого руководителя отдела ИМРД историка американской социологии Юрия Замошкина и его жены, философа Нелли Мотрошиловой в дружеской атмосфере идут постоянные споры — о языке философии, о советском опыте, о мере компромисса, о самопознании, о литературе, театре, кино. Вместе с “институтскими” здесь постоянно бывают и Зиновьевы, и Грушины, и Эрнст Неизвестный, и Александр Пятигорский, и многие деятели позднесоветской культуры. Это было в духе эпохи. Практически одновременно с замошкинским кружком стихийно складываются неформальные объединения художников, музыкантов, артистов. И к кругу Неизвестного, и к кругу Таганки причастны “главные” сотрудники ИМРД. А через эти круги они соприкасаются с поэтическим кругом Давида Самойлова, с Высоцким…
Мы застаем героев цикла в момент, когда они убеждены, что смогут проскочить сквозь барьеры истории. Об этом рассказывают Н. Мотрошилова, подруга Эрнста Неизвестного Т. Харламова, Э. Соловьев, П. Волкова, В. Вульф, И. Зорина, Н. Грушина, И. Кон и другие.

Фильм 5-й «Разрушение укрытий»

1968-й год в институте — год пика вольности; Виталий Вульф пишет первую и единственную в СССР статью о только что прошедшем Вудстокском фестивале; Тимур Тимофеев, Мераб Мамардашвили и другие принимают участие в нашумевшем философском конгрессе в Париже, на котором выступает Герберт Маркузе, — и становятся свидетелями “парижской весны” — сорбонского бунта студентов 1968 года. Но гораздо большее значение имеет для них “социалистическая весна” в Праге. О том, как реагировали герои фильма на 1968 год, на советские танки в Праге, о скандальном выступлении Юрия Карякина на вечере памяти Андрея Платонова, о письме Владимира Лукина с протестом против подавления пражской весны, рассказывают Наталья Грушина, Ирина Зорина, Владимир Лукин, Виталий Вульф, Лев Аннинский, Олег Генисаретский, Эрих Соловьев и другие. Через весь эпизод проходит мрачное стихотворение Эриха Соловьева “Марксистская доктрина”. Пражские события не перекрыли кислород вольным мыслителям ИМРД, это произойдет позже, ближе к 1972-му. Но тот отдел, который стал знаковым для эпохи 60-х, свое существование прекратил.

Фильм 6-й «Испытательный роман»

Перед нашими героями встал выбор: прощаться с профессией и уходить в диссиденты или, как поступали тогда многие, уехать в эмиграцию. Участники кружка Замошкина, который продолжает жить и действовать, хотя Отдел уже распался, выбирают подневольную работу. Все кроме Зиновьева. Неприятная сделка с эпохой – ради сохранения профессии. О том периоде рассказывают Ольга Зиновьева, Наталья Грушина, Петр Щедровицкий, Юрий Любимов, Владимир Зинченко, Татьяна Харламова, Владимир Лукин, Вячеслав Глазычев, Игорь Кон.

Фильм 7-й «Метафизика отдельной жизни»

Настоящим испытанием для Отдела стала публикация романа Александра Зиновьева «Зияющие высоты», в котором был осмеян не только мир официальной философии, но и замошкинский кружок, круг Эрнста Неизвестного и лидеры философского поколения — Мамардашвили, Карякин, Грушин, Щедровицкий. Впрочем, и самому себе Зиновьев пощады не дал. Это испытание на прочность Отдел не прошёл, последовал раскол. Герой эпизода — Мераб Мамардашвили, который всегда вызывал общее уважение, но в среде философов держался обособленно. Именно Мамардашвили первым заговорил на несоветском, европейском философском языке. В фильме участвуют: И. Мамардашвили, Ю. Сенокосов, Е. Немировская, П. Волкова, В. Зинченко, П. Щедровицкий, О. Зиновьева, Э. Соловьев, В. Кантор, В. Глазычев и др.

Фильм 8-й «Философы наедине с историей»

На Первом съезде с требованием вернуть гражданство Солженицыну выступает Карякин. Грушин и Левада создают ВЦИОМ. Настал самый трудный и ответственный момент в биографии героев. Двери из “отделов”, “отделений”, “кафедр”, “семинаров”, “кружков” открылись, и то, над чем эти люди работали на протяжении всей жизни, оказалось востребованным. И хотя 1990-й складывается трагически — убит протоиерей Александр Мень, умирает Мамардашвили, уходят Великовский, Эйдельман — поколение, один на один с историей, подводит итоги. И эти итоги обнадеживают. Все наши герои состоялись. Их роман с мыслью — случился. Язык, которого не было, выработан. Традиция, которая была разорвана — восстанавливается. А дальше — дальше будут новые драмы новых поколений, истории новых “отделов”. Об этом рассказывают Э. Шеварднадзе, И. Зорина, И. Мамардашвили, П. Волкова, Н. Грушина, О. Кучкина, О. Генисаретский, Г. Давыдова.

13 сентября 2010
«Отдел»: фильм о советских философах, «шестидесятниках» и иллюзиях

Похожие материалы

5 апреля 2016
5 апреля 2016
«Спилберг в „Списке Шиндлера“ предлагает нам интересный тезис о том, что кто угодно может стать героем. Мой тезис кажется мне гораздо более интересным: кто угодно может думать, что он герой». Эррол Моррис, режиссёр документального фильма «Мистер Смерть: взлёт и падение Фреда Лейхтера-младшего».
10 августа 2015
10 августа 2015
Сегодня на телеканале «Культура» в 23:50 будет премьера документального фильма "Вторая и единственная" о годах расцвета школы №2. Почему про одну-единственную московскую школу пишут книги и снимают документальное кино через 43 года после её разгрома, мы попробуем рассказать в одной выдержке и трёх цитатах.
28 ноября 2014
28 ноября 2014
В 2009 г. журналист и преподаватель ВШЭ Любовь Борусяк подготовила цикл биографических интервью для сайта polit.ru. Их героями стали ученые, деятели культуры, общественные деятели, ставшие чем-то вроде национального достояния. Архив видео polit.ru в настоящее время частично недоступен, по любезному этого согласию сайта «Уроки истории» перепечатывает у себя некоторые из стенограмм и размещает видео этих бесед.
15 января 2016
15 января 2016
В честь дня рождения Осипа Мандельштама мы публикуем интервью с Романом Либеровым, режиссёром недавно вышедшей биографической ленты о поэте «Сохрани мою речь навсегда», телепремьера которого состоится завтра на первом канале.

Последние материалы